ЂЅалет »гор€ ћоисееваї в ѕольше

07.10.2015 3554 јвтор: ¬алерий ћастеров »сточник: –оссийско-польский центр диалога и согласи€
»горь ћоисеев Ц величайший хореограф ’’ века, изменивший ход развити€ мирового хореографического искусства, сделавший народный танец досто€нием мировой культуры. ќрганизованный им в 1937 году √осударственный академический ансамбль народного танца, который носит теперь его им€, стал первым в мире профессиональным хореографическим коллективом, занимающимс€ художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Ѕлагодар€ высокой исполнительской культуре, ансамбль, по сути, €вл€етс€ “еатром народного танца. ¬ его репертуаре, помимо отдельных национальных танцев, есть несколько одноактных спектаклей, поставленных »горем ћоисеевым с привлечением всех средств и приЄмов мировой хореографической и театральной культуры.
”же со следующего года после создани€ ансамбль беспрерывно гастролирует по –оссии и за рубежом. «а рекордное количество гастролей ансамбль занесЄн в российскую  нигу рекордов √иннеса. ѕосле первых гастролей в ѕольше в 1947 году моисеевцы ещЄ несколько раз приезжали в эту страну, где выступали, как и везде, с неизменным успехом. ¬ канун предсто€щих гастролей интервью дл€ –осполцентра даЄт ’удожественный руководитель, директор ЂЅалета »гор€ ћоисееваї народна€ артистка –оссии ≈лена ў≈–Ѕј ќ¬ј.
 
≈Ћ≈Ќј ў≈–Ѕј ќ¬ј: Ђћџ Ќ≈—®ћ ∆≈ЋјЌЌџ≈  ƒЋя ¬—≈’ Ћёƒ≈… „”¬—“¬ј: ЋёЅќ¬№, ћ»– » ƒќЅ–ќї.


ўербакова ≈лена.jpg


≈лена ўербакова, народна€ артистка –оссии, кавалер многих орденов и правительственных премий, обладатель приза журнала "Ѕалет" "ƒуша танца" в номинации Ђћэтр танцаї, ученица »гор€ ћоисеева. ѕо окончании своей творческой де€тельности, как солистки балета ансамбл€ в 1992 году, ≈лена ўербакова была приглашена »горем ћоисеевым в Ўколу-студию при ансамбле, где начала свою педагогическую де€тельность. — 1994 года по рекомендации создател€ ансамбл€ Ц его директор. — 2011-го Ц и художественный руководитель.

- —прошу вас не как художественного руководител€-директора, а как в недавнем прошлом известную солистку ансамбл€.  ак сохран€ютс€ традиции, продолжателем которых ¬ас называл сам »горь ћоисеев?

- ћы сохранили весь репертуар, поставленный »горем ћоисеевым. ј он поставил около трЄхсот произведений, начина€ от простых танцев и заканчива€ одноактными балетами. ћоисеев превратил ансамбль в уникальный театр танца, где поставлено всЄ одним хореографом. ’ореограф он был блистательный, ничего похожего нет ни в одной стране мира, похожего нет и в –оссии. ≈го произведени€ и сегодн€ актуальны, они востребованы, у нас никогда не бывает  пустых залов на концертах, хот€ рекламы практически нет. Ёто говорит о том, что зрители у нас будут до тех пор, пока будет существовать ансамбль, верный традици€м, заложенным ћоисеевым. ћы ничего не помен€ли, ничего не сократили, ничего не переделали. ѕолностью сохранили  уникальную моисеевскую школу танца. » прежде всего, нам помогает наша собственна€ школа, котора€ уже отметила своЄ семидес€тилетие.  стати, это перва€ в мире профессиональна€ школа народного танца при ансамбле ћоисеева. Ѕольше таких школ нет.

- “ем не менее, хватает объ€влений о приЄме на танцевальные курсы и даже в академии танцаЕ

- Ёто правда. јкадемий открываетс€ много, как правило, частных. ќни выдают даже дипломы, но это совершенно другой уровень. Ёто коммерческа€ истори€ на самом деле. »горь јлександрович говорил, что когда начинаетс€ коммерци€, пропадает творчество Ц оно становитс€ ремеслом. ј это Ц самое страшное. я абсолютно уверена, что коммерческий и творческий подход к искусству несовместимы. Ёто разные вещи. Ќе может артист балета, при  нашем репертуаре, давать двойные концерты ежедневно. Ёто нереально. јртист должен выкладыватьс€ на сто процентов, отдава€ всего себ€. “акже, впрочем, как и дирижЄр, и пианист, и певец, и драматический актЄрЕ ѕросто не хватит эмоций дважды сделать всЄ то же самое на сто процентов. ƒа это и не нужно.  огда в основе коммерци€ Ц пропадают эмоции. —ейчас с эмоци€ми  вообще сложно.

- Ќекоторые считают, что эмоции временами даже перехлЄстывают Ц стоит только попереключать теледискуссии.

- Ќа наши концерты люди приход€т за другими эмоци€ми. ¬ек техники, к сожалению, забивает культуру. Ћюди сейчас мало читают книги, не развивают своЄ образное мышление, больше сид€т в »нтернетеЕ ј это негативно вли€ет на искусство. я это замечаю по своим молодым артистам. ќни здорово Ц и девочки, и мальчики Ц разбираютс€ в компьютерах и сет€х, но когда им нужно выразить на сцене какое-либо чувство, например, застенчивость в русском танце, когда нужно оставить дистанцию, воздух, как говорил ћоисеев, не подходить вплотную друг к другу, или пройти медленным русским шагом, величаво Ц это порой даЄтс€ с трудом. Ќад этим приходитс€ много работать. Ёто труд Ц из ученика сделать артиста, потом солиста. » важно, чтобы он обладал данными не только природными, но ещЄ и актЄрскими. ѕотому что весь моисеевский репертуар Ц это театр. я бы даже сказала, что ћоисеев Ц это —таниславский в балете. ¬ народном танце нельз€ не верить. Ќарод просто так не танцует. ƒаже во всех движени€х обр€довых танцев есть содержание. ѕоэтому важно, чтобы с первых минут был контакт артистов с публикой. ѕри этом артист не должен видеть публику, только публика должна видеть артистов. ѕублика должна пон€ть всЄ, что артисты хот€т сказать движени€ми на сцене. ¬от над этим мы работаем с утра и до вечера.

Ц Ќо ведь есть ещЄ техника танца и узнаваемость, не так ли?

 - ƒа, это так.  онечно же, мы работаем над техникой. Ќо что касаетс€ техники, наше поколение так не танцевало. ћожет мы были более актЄрски разные, но технически сейчас наши артисты танцуют блест€ще. Ёто на самом деле так. » при этом мы не мен€ем хореографию. ћожет быть, где-то чуть-чуть увеличиваем темп. ј вот программу приходитс€ мен€ть посто€нно. –аньше мы очень редко бывали в ћоскве Ц дев€ть мес€цев из двенадцати проводили за рубежом, представл€€ нашу страну в любых уголках земного шара. ” нас и сейчас много зарубежных гастролей, и теперь каждый мес€ц мы выступаем в ћоскве, поэтому и программу приходитс€ мен€ть. ƒл€ этого много нужно репетировать. ѕорой бывает т€жело, потому что не так много времени получаетс€ у нас на репетиции.

- ¬аш ансамбль стремительно вошЄл в сезон и планов у вас громадьЄ. — чем это св€зано?

- Ёто сезон очень важен дл€ нас Ц мы его посв€тили 110-летии со дн€ рождени€ »гор€ јлександровича ћоисеева. ћы хотим напомнить, что »горь ћоисеев Ц создатель жанра народно-сценической хореографии и наш коллектив, созданный им, единственный, который работает в этом жанре. Ќаши артисты переполнены гордостью за то, что танцуют хореографию ћоисеева, за то, что они называютс€ моисеевцами, а это целый народ, седьмое поколение моисеевцев, представл€ющее нашу великую –оссию. » на том же должном уровне, на котором это было и раньше. ¬от мы сейчас выступили на Ё —ѕќ в ћилане. «рителей было 4 тыс€чи человек.  ак люди аплодировали!  огда мы станцевали Ђ—ицилийскую тарантеллуї, которую »горь јлександрович подарил италь€нцам, народ сто€ аплодировал 10 минут, возник даже непредвиденный перерыв до следующего номера. Ѕыло при€тно. ћы не изменим традиции и не пойдЄм в направлении того, что сегодн€ называетс€ поп-культура. ћы остаЄмс€ классическим ансамблем благодар€ тому, что скрупулЄзно сохран€ем все традиции и созданные ћоисеевым систему обучени€ и школу. ¬едь все педагоги, которые сегодн€ работают в ансамбле, были назначены »горем јлександровичем. Ќаша больша€ забота Ц вырастить новое поколение моисеевцев. Ёто сложно. ћоисеев старательно и требовательно отбирал себе помощников, всегда сначала отправл€л их преподавать в нашу школу. “ак же было и со мной после ухода со сцены Ц сразу в школу, а потом, через два года, предложил стать директором, хот€ € актриса, скорее педагог, но он дал возможность одновременно быть педагогом, а ещЄ и репетитором. ѕоэтому он не лишил мен€ творчества, оно дл€ мен€ оставалось первично. » вот уже 21 год € директор. «десь, в ансамбле, мой родной дом.

- „то увид€т польские зрители?

- ћы покажем программу Ђ лассика »гор€ ћоисееваї. ћои первые зарубежные гастроли состо€лись именно в ѕольше Ц в 1971 году. “огда € только закончила училище Ѕольшого театра Ц »горь ћоисеев пригласил мен€ в ансамбль Ц и вот через полгода первые зарубежные гастроли в ѕольшу. ћы не были в ѕольше 20 лет Ц это большой перерыв. Ќе по нашей вине: мы всегда приезжаем туда, куда нас приглашают. ѕочему так сложилось Ц не знаю, но мы рады, что едем в ѕольшу, рады, что выступим в Ѕольшом театре ¬аршавы, на больших сценах других польских городов. Ќадеюсь, что польска€ публика Ц а зрители в ѕольше отличаютс€ высокой культурой Ц примет нас как обычно, то есть, хорошо. ƒл€ нас каждые гастроли очень важны и ответственны Ц независимо от того, где мы выступаем: в ѕариже, ¬аршаве, во ¬ладивостоке или в  азани. ¬ообще хочу сказать, что у нас 70 процентов артистов не были в ѕольше. ѕоэтому нова€ страна Ц это всегда интересно, надеемс€, что в ¬аршаве прогул€емс€ по —тарому ћ€сто, увидим достопримечательности польской столицы и других польских городов. Ќастроение бодрое, хорошее. ¬сегда любые гастроли Ц это ответственность. »скусство »гор€ ћоисеева, которое мы представл€ем, несЄт всем желанные  дл€ всех людей чувства: любовь, мир и добро. ѕоэтому это искусство всегда современно. ћы открыты дл€ встреч с польскими зрител€ми.


¬алерий ћастеров

1440434300_krak small.jpg

√рафик гастрольного тура √осударственного академического ансамбл€ народного танца имени »гор€ ћоисеева.
8 - 16 окт€брь 2015 год / ѕольша

09.10 Ц Ћодзь, Ѕольшой театр

11.10 Ц ¬аршава, Ѕольшой театр

13.10 - √даньск, ‘илармони€

14.10 - ќльштын,  онцертный зал

15.10 - “орунь,  онцертный зал

ѕрограмма концерта:

I отделение

–усский танец ЂЋетої
 алмыцкий танец
–усский танец Ђѕол€нкаї
—юита молдавских танцев Ђ’ораї, Ђ„иокырли€ї, Ђ∆окї
—таринна€ городска€ кадриль
—юита греческих танцев Ђ—иртакиї

II отделение

“анец бессарабских цыган
Ѕелорусский танец ЂЅульбаї
јджарский танец Ђ’орумиї
¬енесуэльский танец Ђ’оропої
јрагонска€ хота
“анец аргентинских пастухов Ђ√аучої
‘инска€ полька
‘рагмент флотской сюиты Ђƒень на кораблеї Ђяблочкої

ќфициальный сайт ансамбл€