Ѕез стереотипов и багажа прошлого

08.12.2014 2189 јвтор: ќльга –ожнова »сточник: –оссийско-польский центр диалога и согласи€

јктуальность проблемы мотивировани€ и востребованности научно-исследовательского труда в молодЄжной среде сохран€етс€, несмотр€ на достаточно большое количество проектов и программ, способствующих реализации научного и образовательного потенциала. ќчевидно, что дл€ решени€ обозначенной проблемы необходимо проведение комплекса мер, которые в некоторой степени помогут решить фундаментальные вопросы, касающиес€ целей и ориентиров усилени€ различных видов академической мобильности.

ѕроанализировав де€тельность фонда «–оссийско-польский центр диалога и согласи€» в ћоскве и аналогичной ему организации – «÷ентра польско-российского диалога и согласи€» в ¬аршаве, мы выступаем с предложением создани€ профильных двусторонних организаций, направленных на расширение сотрудничества между странами в области науки, образовани€ и культуры путЄм организации и осуществлени€ научно-исследовательских проектов.

÷ентры диалога и согласи€ были созданы три года назад. 25 марта 2011 года президент ѕольши подписал закон о создании в –еспублике ѕольша «÷ентра польско-российского диалога и согласи€». ”каз президента –оссии от 14 окт€бр€ 2011 года є 1350 известил «ќ создании фонда «–оссийско-польский центр диалога и согласи€».

÷ел€ми их де€тельности €вл€ютс€ инициирование и поддержка действий, предпринимаемых в –еспублике ѕольша и –оссийской ‘едерации во им€ диалога и согласи€ в российско-польских отношени€х, расширени€ гуманитарного сотрудничества между –оссией и ѕольшей в области культуры, науки и образовани€ посредством научных исследований, ведени€ и поддержки образовательной де€тельности, организации конференций, симпозиумов, лекций, семинаров и дискуссий, поддержани€ св€зей с академическими, экспертными, научными, культурными и политическими центрами.

—труктура и содержание работы ÷ентров, создание ими возможностей академических миграций дают основание дл€ обозначени€ их в качестве института организации академической мобильности в сфере науки и образовани€.

—оздание фонда «–оссийско-польский центр диалога и согласи€» в ћоскве и «÷ентра польско-российского диалога и согласи€» в ¬аршаве — это попытка преодолеть схему, котора€ сформировалась в российско-польских отношени€х на прот€жении последних двадцати п€ти лет. ÷ентры, по сути, должны не монополизировать российско-польский диалог, а стимулировать и поддерживать его своими начинани€ми.

Ќаучные исследовани€, проводимые в российском и польском центрах, направлены на углубление честных и добросовестных исторических знаний о российско-польских отношени€х, на охрану пам€ти о судьбах представителей двух народов в этих странах, а также о национальном наследии.

ƒвижущую роль в процессе общего обновлени€ российско-польских отношений, на который направлена де€тельность «÷ентров диалога и согласи€», играет сотрудничество в области контактов студентов, аспирантов и молодых ученых –оссии и ѕольши. ƒанное обсто€тельство обусловлено р€дом причин.

—егодн€ в –оссии и ѕольше вступают во взрослую жизнь поколени€ людей, которые €вл€ютс€ ровесниками новой –оссии и новой ѕольши. Ёто люди, не от€гощЄнные идеологическим багажом прошлых обид в той степени, в которой это про€вл€етс€ у старших поколений. —войственный молодым более широкий и открытый взгл€д на многие вещи позвол€ет спокойнее и трезвее оценивать имевшие место исторические и политические событи€.

ћолодые поколени€ российских и польских учЄных должны стать не только свидетел€ми, но пр€мыми участниками нормализации и потеплени€ отношений между странами. ќсознание степени ответственности за будущее отношений –оссии и ѕольши повышает уровень мотивации обращени€ молодых людей к научному труду.

¬ыдвига€ предложение по усилению различных видов академической мобильности молодых учЄных, мы акцентируем внимание на опыте работы «÷ентров диалога и согласи€», их цели и содержании де€тельности, обусловленных спецификой отношений –оссии и ѕольши, а самое главное – на структурной форме организации функционировани€, выражающейс€ в двустороннем характере взаимоотношений, которые выстраиваютс€ между организаци€ми, объединЄнными одной целью, одним направлением, формами работы и поддерживающими друг друга в рамках совместных научных исследований.  роме того, подобный опыт организации научно-исследовательского труда студентов, аспирантов и молодых учЄных позвол€ет ликвидировать некоторые причины невостребованности научного труда в молодЄжной среде. — по€влением двусторонних организаций, направленных на установление гуманитарного и естественнонаучного сотрудничества между странами, расшир€етс€ научна€ база исследовани€, по€вл€етс€ возможность доступа к профессиональной литературе на иностранном €зыке и участи€ в международных меропри€ти€х научного содержани€.

Ќаучна€ де€тельность не должна подвергатьс€ ограничени€м, вли€нию стереотипов. ќсобенности научного труда, его динамичность требуют высокой мобильности учЄных на разных уровн€х. ћобильность €вл€етс€ важным фактором культурного и профессионального взаимообогащени€ научных сообществ, особенно в среде молодых исследователей. ”чЄным разных стран мира необходимы тесные контакты друг с другом, а международные исследовательские центры как раз открывают возможности дл€ плодотворного совместного труда, посредством которого между странами налаживаетс€ сотрудничество и устанавливаютс€ диалог и согласие.