»Ќќ,  ќ“ќ–ќ≈ ћџ ѕќ“≈–яЋ»

27.05.2016 832 јвтор: Ћеонид ѕавлючик »сточник: √азета "“руд" 27.05.2016
«алы кинотеатра Ђѕ€ть звезд на ѕавелецкойї были переполнены всю неделю, благо вход на фильмы был свободный. Ќо дело, думаетс€, не только в бесплатных билетах...

  дев€тому фестивалю в ћоскве по€вились любители и даже тонкие ценители польского кино, которое всегда занимало особое место в нашей жизни. ћоему поколению не надо было объ€сн€ть смысл пон€тий Ђпольска€ школаї или Ђкино морального беспокойстваї. ћы росли, учились думать и чувствовать не только на отечественных фильмах, но и на картинах ¬айды, «анусси,  авалеровича, ∆улавского,  есьлевского...

“ак было вплоть до 1991 года, потом традици€ прервалась. ѕосле слома эпох польское кино на четверть века исчезло с наших экранов, а российские фильмы перестали быть желанными в ѕольше. » лишь в 2008 году польским энтузиастам русской культуры Ч ѕетру —кульскому и его очаровательной жене ћалгожате Ўл€говской Ч удалось сломать сложившиес€ стереотипы и провести в ¬аршаве фестиваль российского кино Ђ—путникї, который неожиданно произвел в ѕольше насто€щий фурор. ј фестиваль Ђ¬ислаї, в свою очередь, вернул польское кино на российские экраны.

IMG_0700 small —кульски.jpg
ћалгожата Ўл€говска и ѕетр —кульски - основатели и руководители фестивалей Ђ—путникї и Ђ¬ислаї.

ћалгожата вспоминает: на первый смотр польского кино в ћоскве привезли всего 17 картин. Ќа нынешней, дев€той по счету Ђ¬ислеї, было показано уже пор€дка 80 лент, в том числе документальных, анимационных. ƒостаточно представительный срез современного польского кино, которое в последнее дес€тилетие переживает насто€щий взлет Ч и в коммерческом, и в творческом плане.

ќсобенно удачными дл€ пол€ков были два последних года. ¬ 2014-м в дес€тке самых кассовых картин ровно половину зан€ли польские фильмы. Ќам бы такую статистику! ј в 2015 году ѕольша не только получила Ђ—еребр€ного медвед€ї за режиссуру на Ѕерлинале (фильм Ђ“елої ћалгожаты Ўумовской), но и ѕавел ѕавликовский завоевал Ђќскарї за фильм Ђ»даї, обойд€ на вираже нашего јндре€ «в€гинцева с ЂЋевиафаномї. “ак что интерес, который про€вл€ют росси€не к польскому кино, сегодн€ вполне объ€сним.

„ем берет польское кино в плен своих зрителей и фестивальных знатоков? Ќет, не фильмами-катастрофами, не наивными попытками догнать и перегнать √олливуд. Ѕюджеты польских фильмов по сравнению с российскими скромны. ¬ нынешней программе самым дорогосто€щим оказалс€ фильм Ђ»спанкаї, повествующий о ¬еликопольском восстании в ѕознани в 1918 году. ¬ нем принимало участие более полутора тыс€ч артистов и статистов, дл€ фильма были пошиты сотни костюмов Ч и все это удовольствие обошлось в 5,5 млн евро. —мешна€, право, сумма на фоне иных наших блокбастеров, почти никогда не окупающихс€ в прокате...

„аще всего польские кинематографисты снимают недорогое, камерное, разнообразное по жанрам кино. ¬от и в нынешней программе нашлось место и классическому детективу (Ђƒол€ правдыї), и изысканной черно-белой философской притче (Ђƒемонї), и военной драме (ЂЋетнее солнцесто€ниеї), и триллеру (Ђјнатоми€ злаї), и все они укладываютс€ в скромные бюджеты, что, впрочем, не делает их бедными по изображению. ѕол€ки берут прекрасными актерскими работами, тонкой проработкой характеров и неизменно узнаваемыми реали€ми жизни. Ћучше всего у них сегодн€ получаютс€ простые человеческие истории.

√еро€ми польских фильмов чаще всего станов€тс€ не исторические знаменитости, не борцы и хоккеисты, а самые обычные люди. ¬рачи, учител€, таксисты, пенсионеры, св€щенники, гастарбайтеры, фермеры. ѕол€ки узнают на экране себ€, свои проблемы, свою жизнь Ч и поэтому идут в кино.  инотеатры в ѕольше Ч отнюдь не прибежище дл€ инфантильных тинейджеров, в них ход€т и взрослые люди. » польское кино разговаривает с ними по-взрослому.

 расота и драматизм каждодневной, обыденной жизни Ч это определило сквозной сюжет нынешнего фестивал€. Ќе случайно наше жюри кинокритики, которое оценивало конкурсную программу из 11 фильмов, выделило дл€ обсуждени€ круг фильмов, которые в той или иной степени анализируют проблемы сегодн€шнего дн€ или совсем недавнего прошлого. ћы рассматривали в качестве претендентов на приз Ђ—лонї и пронзительную картину Ђќтголоскиї, рассказывающую о подростке, вернувшемс€ домой из специнтерната и столкнувшемс€ с холодным отчуждением семьи, школы. » феминистскую драму Ђ—оединенные штаты любвиї, посв€щенную судьбам четырех женщин, пытающихс€ кардинальным образом изменить свою личную жизнь. » острую социальную драму Ђ„ужое небої, поднимающую проблемы бесправи€ польских гастарбайтеров в богатых европейских странах, и р€д других картин. Ќо в итоге победила очаровательна€ трагикомеди€ Ђћои дочери Ч коровыї, которую по своему сценарию поставила  инга ƒембска.

IMG_0711 small  инга ƒембска.jpg

ѕобедитель 9-го фестивал€ Ђ¬ислаї, режиссер фильма Ђћои дочери коровыї  инга ƒембска.

¬ центре сюжета две сестры в возрасте 40+. ќдна волева€, жестка€, напориста€, состо€вша€с€ в жизни, но так и не вышедша€ замуж. ƒруга€ Ч безвольна€, издерганна€ детьми и хронически безработным мужем школьна€ училка, то и дело прикладывающа€с€ к бутылке. ќни не очень лад€т между собой, но тут в больницу со смертельным недугом попадет их мать, а затем обнаруживаетс€ рак у отца. –одители ложатс€ в одну больницу, и сестры, забыв обиды, начинают заранее проигранное сражение за их жизни...

‘ильм вроде бы посв€щен т€желым жизненным коллизи€м, но это не Ђпоминальна€ молитваї, а живое, местами печальное, подчас смешное и неизменно сердечное размышление режиссера на темы жизни и смерти, прощани€ и прощени€, чем-то напоминающее горькие и светлые трагикомедии √еорги€ ƒанели€, в частности его шедевр ЂЌе горюйї.  ино такой узнаваемой жизненной правды и плотности, такой пронзительности и обескураживающей простоты, такой человеческой искренности мы давно у себ€ не видели. Ёто кино, которое мы, кажетс€, давно и безнадежно потер€ли. ’орошо, что иногда его можно увидеть на фестивале польского кино Ђ¬ислаї.

»сточник

ћай - окт€брь 2016 года региональные выпуски "¬ислы" в других городах –оссии
ѕодробности (на русском и польском €зыках) на сайте фестивал€: www.festiwalwisla.pl
‘ото ƒмитрий √ородов