шиштоф «анусси:  ультура Ч это высота наших чувств

11.12.2014 2906 јвтор: Ќадежда —тешенко-√ригорьева »сточник: ќтрок.UA

”же на третьем курсе  шиштоф «анусси был исключЄн из вуза за своЄ странное кино. Ќасмотревшись во ‘ранции фильмов с эффектом движущейс€, «живой» камеры, он сн€л картину по такому принципу. ѕрофессура сочла бездарной манеру молодого режиссЄра. ѕотом студента всЄ же зачислили обратно, но в его работах мен€лась только форма передачи смысла. ј режиссЄр «анусси так и осталс€ «странноватым философом», задающим зрителю неудобные вопросы о смысле жизни и смерти, о любви, о вере.

«—труктура кристалла», «√од спокойного солнца», ««ащитные цвета», «»ллюминаци€», « онстанта», «ѕрикосновение руки», «—осто€ние обладани€», «∆изнь как смертельна€ болезнь, передающа€с€ половым путЄм», «ѕерсона нон грата», «—ердце на ладони» — это далеко не полный перечень фильмов  шиштофа «анусси. ѕеречисл€ть его награды и заслуги и вовсе не имеет смысла — слишком их много. » сегодн€ в свои 75 пан «анусси активно работает в кино и в театре, консультирует ¬атикан в вопросах культуры, учит мастерству молодых коллег в лучших киношколах мира и с удовольствием встречаетс€ со зрител€ми и журналистами. ≈вропейска€ премьера его новой картины «»нородное тело» состо€лась на кинофестивале «ѕокров» в  иеве. «десь фильм получил наивысшую оценку зрителей и жюри — первую премию в номинации «»гровое кино».

— Ќедавно на фестивале в “оронто состо€лась мирова€ премьера «»нородного тела».  ак прин€ли картину зрители и критики?

—  артина неожиданно дл€ мен€ вызвала даже протесты. ќна св€зана с жизнью больших корпораций. я попробовал рассказать о том, как мораль этих корпораций не совпадает с моралью, в которой мы выросли. я оказалс€ под прицелом феминисток, потому что мо€ главна€ героин€ — бизнес-леди, и она отвратительна€ личность. ј мне говор€т: такие люди должны быть показаны как положительные герои: она раскована, свободна от вс€ческих нравственных ограничений. » говор€т обо мне, что € политически некорректен. Ќо € даже немного горжусь этим, потому что политкорректность — это тоже болезнь, котора€ мен€ раздражает. Ќекий антипод главной героини — девушка, котора€, оставл€€ своего возлюбленного, уходит в монастырь. “ак что тема этой картины — нравственный выбор, т€жЄлый и болезненный прорыв к духовности в мире менеджеров и бизнесвумен. Ёто такой новый сорт феминисток: женщин без женственности, без семьи, без морали. ћне этот сорт женщин категорически не симпатичен, за что и получаю множественные упрЄки в нетолерантности.

— «начит, и ¬ам приходитс€ порой чувствовать себ€ инородным телом в современном культурном пространстве?

— ѕожалуй. —овременное общество, исповеду€ пресловутую толерантность к пороку, зашло уже слишком далеко: до признани€ однополых браков, узаконивани€ абортов и так далее. ≈сть вещи, к которым € равнодушен. Ќапример, мне нет дела до сексуальных меньшинств. я знаю, что они существуют и это не сегодн€шнее €вление. Ќо вот объ€вл€ть однополые браки законными — это уже другой вопрос. Ќадо понимать и чувствовать ту границу, где заканчиваетс€ толерантность и начинаетс€ вседозволенность.

— ¬аш сегодн€шний положительный герой, каков он?

— ћой герой — это всегда человек, пребывающий в поиске глубокого смысла жизни. ќн пытаетс€ почувствовать разницу между добром и злом. я очень не согласен с постмодернизмом, по этому поводу € шутил в фильме «—ердце на ладони» — это была философска€ притча, где с помощью €зыка постмодернизма € хотел скомпрометировать этот бред. ѕотому что рел€тивизм, который возникает с постмодернизмом, убивает все ценности. ј без ценностей мы не можем жить. ћои герои всегда ищут что-то, за что можно зацепитьс€: за добро, за бескорыстность, великодушие. Ќайти таких героев трудно…

” мен€ вообще природный интерес к люд€м и вера в то, что среди них есть люди красивые, что у них — красива€ душа. я хочу восхищатьс€ людьми, без иллюзий, такими, какие они есть. ћне бы хотелось, чтоб по€вл€лись люди, умеющие преодолеть себ€, в хорошем смысле подн€тьс€ над собой. » это мне иногда удаЄтс€: увидеть такого человека, его поступок, который бы мен€ удивил и обрадовал.

— ¬ы читаете лекции студентам по всему миру, и наверн€ка у ¬ас есть огромное пространство дл€ такого рода поиска и наблюдений?

— ƒа, € много езжу, преподаю. ћне очень интересна молодЄжь. ќни другие, и это нормально. ¬ нашем доме часто живут студенты, в том числе из ”краины, мы с супругой стараемс€ показать им то лучшее в мире культуры, чем богата ѕольша. ћне интересно с ними. ћы учимс€ друг у друга. ¬месте с коллегами € организовал своеобразный фестиваль в ѕольше, который называетс€ Carouselcultura. ќн создан дл€ молодой интеллигенции из провинции. ћы привозим интересных, известных людей и заставл€ем их вести интеллектуальные разговоры в присутствии публики. Ќа сложные дискуссии приходит более тыс€чи людей — летом, когда можно пойти на пл€ж. ј они хот€т послушать, к моей огромной радости. Ёто значит, что интеллигенци€ ещЄ существует.

— ј чему ¬ы учите своих студентов?

— я занимаюсь с будущими сценаристами, продюсерами и режиссЄрами. Ќо главное, кроме профессии, чему € их учу: продава€ себ€ — не продавать душу. “алант надо продавать, но душу нельз€ продавать ни за что и никогда!

— ѕо-вашему, сегодн€ тема ‘ауста всЄ ещЄ актуальна?

— “ема ‘ауста сейчас немного потер€лась, как будто ћефистофель уже не хочет покупать наши души, потому что решил, что у нас нет душ, нечего покупать. «“овар» обесценилс€ и уже не так интересен «покупателю». Ќо всЄ же ещЄ интересен, и надо быть бдительным. Ѕорьба между добром и злом не прекращаетс€ ни на секунду. » это — вечный бой, в котором мы все участники.

— ј кака€ роль отведена художнику в этой борьбе: наблюдател€, советчика, судьи?

—  ино — это отражение жизни. » художник — не учитель и не инженер человеческих душ, как нас учили. Ёто, скорее, ваш сосед по дому, который искренне делитс€ с вами своим пережитым опытом, мысл€ми в надежде на то, что вам это будет полезно.

— Ќемногие поклонники ¬ашего творчества знают, что несколько лет назад ¬ы сн€лись в документальном кино ¬ладимира ’отиненко. Ёто был интересный опыт?

— Ёто был сериал о –име, об апостолах ѕетре и ѕавле, казнЄнных здесь, о первых христианах-мучениках и об эпохе  онстантина ¬еликого. ¬ этом проекте задействованы прекрасные российские актЄры: ¬ладимир ћашков, »рина  упченко, ёрий —оломин, Ќикита ћихалков. ’отиненко хотел, чтоб историю об апостоле ѕетре рассказал иностранец, католик.  огда еЄ предложили мне, € с радостью согласилс€. ѕотому что хорошо знаю –им и всЄ, что св€зано в нЄм с апостолом ѕетром. ѕравда, € был собой очень недоволен, так как говорил с ужасным акцентом. Ќо это был интересный опыт. я и раньше сам много снимал на христианскую тематику. » уверен: всЄ, что касаетс€ жизни человеческой души, в основе своей — христианское творчество.  ино, христианское по смыслу, не об€зательно рассказывает о св€тых или показывает храмы. ћожно через людей грешных, показыва€ их душевные терзани€, искать дорогу к Ѕогу, как это делал, например, ƒостоевский.

—   слову о ƒостоевском, как ¬ы относитесь к тому, что ѕольша в св€зи с событи€ми в ”краине отменила год польской культуры в –оссии, который должен был проходить в 2015-м году?

— «десь вопрос в том, насколько тактично сотрудничать, когда р€дом с нами умирают люди. ¬ такой ситуации нет пространства дл€ искусства. Ќо это временно, не навсегда. ћы все надеемс€, что это прекратитс€. — другой стороны, культура — это область, в которой мы можем в чЄм-то убедить нашего противника или того, с кем не согласны. ≈сли не будет диалога с помощью культуры, будет тупа€ вражда. я бы всегда искал возможность продолжать диалог, не замолкать. ƒаже врага нужно почувствовать и пон€ть, почему он такой, какой есть. » что у него в голове и в сердце происходит.

— ¬ы много и успешно работаете в театре. ¬ киевском театре имени »вана ‘ранко с аншлагами шЄл ¬аш спектакль «ћаленькие семейные преступлени€». „то ¬ам даЄт театр?

— “еатр € люблю и как зритель, и как режиссЄр. ћне просто необходима работа с актЄрами, поэтому когда € не снимаю кино, € ставлю спектакль. ¬ театре € сочинил и поставил несколько пьес, но с удовольствием ставлю и чужие. ѕример тому — «ћаленькие семейные преступлени€» современного французского драматурга Ёрика Ёмманюэл€ Ўмитта. Ёто пьеса дл€ молодого поколени€, которое богатеет и обладает какой-то большей свободой, но не понимает, где границы этой свободы. ¬ы знаете, у огромного количества молодых людей сегодн€ распадаютс€ св€зи — и брачные, и любовь — их принос€т в жертву карьере. Ёто, говор€ кино€зыком, спектакль крупных планов. Ѕлагодар€ талантливым актЄрам — јлексею Ѕогдановичу и »рине ƒорошенко — удаЄтс€ держать внимание зрителей на прот€жении двух с лишним часов.

ј вот в кино мне не хочетс€ работать с чужими текстами, € делаю авторское кино. ¬ кино €, скорее, хоз€ин происход€щего, а в театре — лишь соучастник диалога, который ведЄт драматург со зрителем посредством актЄрской игры.

— ¬ы последнее врем€ репетируете исключительно у себ€ дома. ѕочему?

— я уже немолодой человек, и мне лень куда-то ездить. ј если серьЄзно, это очень хороший формат дл€ репетиций, такой себе домашний театр времЄн ћольера. јктЄры полностью погружены в атмосферу спектакл€, а в свободное от репетиций врем€ мы общаемс€, ходим в театр. ” мен€ большой дом с зимним садом.  огда актЄры живут со мной, мы можем репетировать по утрам и вечерам. Ёто больша€ радость — принимать людей у себ€ дома. ∆ена готовит нам еду, мы едим вместе, общаемс€, путешествуем и узнаЄм друг друга. “рЄх недель такой работы достаточно, чтобы полностью поставить пьесу.

Ќедавно была забавна€ истори€ с группой бур€тских актЄров. ¬ какой-то из дней они отпросились у мен€ на прогулку в лес. я дал им велосипеды, но предупредил, что лес огромный и в нЄм легко потер€тьс€. ѕришЄл вечер, но они не вернулись к ужину.  огда же они не вернулись и к завтраку, мы с супругой уже собирались звонить в полицию, как тут наши гости показались на пороге. ќказалось, что они не знали мой адрес и к тому же не имели с собой денег.  огда они пон€ли, что потер€лись, поступили очень умно: чтоб не украли велосипеды, они подвесили их на деревь€, а сами пошли искать дорогу. јвтостопом добрались до ¬аршавы и у всех таксистов стали спрашивать, где живЄт режиссЄр «анусси. Ѕыли разные версии: что € живу в ѕариже, что € уже давно умер. » только один таксист, по счастью, знал мой адрес и согласилс€ их отвезти.

— ¬ы очень много работаете. „то ¬ы хотите сказать своим зрител€м?

— я пытаюсь идти против волны и оставатьс€ оптимистом. √лавное, что мы можем сделать, — передать новому поколению хот€ бы часть нашего опыта и забыть о наших привычках, которые устарели. ћен€ учили не пить из бутылки, а только из стакана. ћолодЄжь этого не понимает. », может, они правы. я не буду за это боротьс€.  ультура не в этом.  ультура — это высота наших чувств. —пособность пожертвовать чем-то во им€ идеала. ¬ этом состоит культурный уровень человечества. ≈сли он повышаетс€, значит, человечество развиваетс€.

Ѕеседовала Ќадежда —тешенко-√ригорьева