ЂЌикакой средневековой жути на –уси не былої. Ѕеседа с создател€ми выставки Ђћо€ истори€. –юриковичиї

04.11.2014 1913 јвтор: јнна ≈рахтина »сточник: ѕравославие.ru

– ¬ прошлом году мы отмечали 400-летие ƒома –омановых, и потому выставка в ћанеже была посв€щена им. ѕочему в этом, 2014-м году выставка посв€щена –юриковичам?

»ван ≈син: ƒействительно, цикл исторических выставок, задуманных архимандритом “ихоном (Ўевкуновым), началс€ с экспозиции о династии –омановых, которую в том году посетило 300 тыс€ч человек. ѕосле завершени€ выставки «ћо€ истори€. –омановы» творческа€ группа собралась на совещание дл€ того, чтобы решить, какую выставку мы будем проводить на следующий год. ћы пон€ли, что у людей истори€ вызывает неверо€тный интерес, если она пон€тно подана.

” нас было несколько различных вариантов тем – начина€ от ѕервой мировой войны и заканчива€ –юриковичами. ¬ св€зи с тем, что в этом году отмечаетс€ 700 лет со дн€ рождени€ преподобного —ерги€ –адонежского, было прин€то решение посв€тить выставку эпохе –юриковичей. » прежде всего начать с того этапа, который менее всего известен росси€нам. Ётот этап хот€ и проход€т в школе, но, тем не менее, он остаетс€ одним из самых неизвестных. Ѕолее того, в рамках всего цикла «ћо€ истори€» выстраиваетс€ логична€ последовательность: в этом году мы разработали экспозицию, посв€щенную –юриковичам, в прошлом году у нас была разработана экспозици€, посв€щенна€ –омановым, а в следующем году мы планируем экспозицию, посв€щенную истории революции в –оссии и первой половине XX века. ƒальше будет экспозици€ с 50-х годов XX века до 2000-х. “акже сегодн€ мы обсуждаем идею создани€ экспозиции, посв€щенной современной –оссии и ее основным достижени€м.

– ¬ыставка будет строитьс€ по тому же принципу, что и «–омановы» в прошлом году?

»ван ≈син: ≈сли в прошлом году у нас основным приемом экспонировани€ исторического компонента были коллажи, на которых можно было увидеть основные де€ни€ правител€ либо оппозицию, то в этом году будет очень много видео-мэппинга – это современный прием, который совмещает в себе статичные изображени€ и проецирование на это изображение видеор€да. ћы увидим —в€тослава в разгар битвы, вокруг которого будет бушевать огонь. ћы увидим, как послы кн€з€ ¬ладимира подплывали к ÷арьграду, когда он отправил их в  онстантинополь, чтобы познакомитьс€ с ѕравославием. ѕосетителю выставки будет представлено €зычество таким, каким оно было до прин€ти€ христианства. ћы увидим еще несколько декораций, которые оживл€ют героев того времени: кн€зей, города, сражени€. » вот это, по нашему замыслу, должно сделать исторические событи€ нагл€дными и потому близкими к каждому посетителю нашей выставки.

– Ѕудет ли что-то принципиально новое в техническом смысле?

»ван ≈син: ¬ этом году у нас будет интересный носитель – мультимедийный купол, посв€щенный обзорно истории –оссии, центральной фигурой которого станет преподобный —ергий –адонежский. 20-метровый мультимедийный купол будет находитьс€ в центре экспозиции, и посетитель получит некое огромное эмоциональное впечатление от того, что на нем будет происходить.

“акже в этом году в рамках выставки мы сн€ли четыре короткометражных фильма. ќдин будет посв€щен объ€снению значени€ пути «из вар€г в греки» дл€ формировани€ нашего государства и подробно рассказывать, как этот путь развивалс€. ¬торой будет посв€щен как великим победам, так и великим поражени€м в период правлени€ династии –юриковичей. “ретий – прин€тию христианства, а четвертый будет посв€щен событи€м, которые иначе как чудом назвать невозможно. Ёти четыре фильма будут представлены в больших кинозалах. ѕлюс мы также делаем компьютерные приложени€, люди смогут не только увидеть де€ни€ наших правителей, почитать о них на сенсорных экранах, но и посмотреть с помощью компьютерных приложений как проходили и строились ключевые сражени€ той эпохи, как развивалась территори€ государства, каким был быт наших предков.

 роме того, в этом году мы впервые используем приемы видеоинфографики. –ечь идут о коротком ролике, представл€ющем определенные визуализированные данные. Ёта форма сейчас наиболее близка молодежи. ћы понимаем, что сегодн€ люд€м проще воспринимать короткие фрагменты с разными данными. Ёто гораздо проще, чем прочитать книгу. ѕлохо это или хорошо, но мы все-таки должны идти в этом формате, чтобы дать люд€м прикоснутьс€ к истории, и если это их заинтересует, то побудит изучать историю своей страны. “о есть задача нашей выставки – стать вспышкой, после чего люди начнут знакомитьс€ со своей историей.

ѕомимо всего прочего, на выставку будет принесена из “роице-—ергиевой Ћавры чтима€ икона преподобного —ерги€ –адонежского, а также его подлинные вещи.

– —колько времени зан€ла подготовка к выставке?

»ван ≈син:   выставке «ћо€ истори€. –юриковичи» мы начали готовитьс€ сразу же после завершени€ выставки «–омановы». „тобы эта выставка состо€лась, пришлось проделать очень большую работу. Ёто была работа с музе€ми, архивами, “реть€ковской галереей, а также со многими художниками. ћы понимаем, что есть археологические раскопки, но изображений, иллюстрирующих этот период, очень мало. ѕоэтому мы очень много работали с художниками, которые занимаютс€ исторической реконструкцией и пишут полотна на эту тему. ѕрактически всЄ то, что мы сейчас собрали в изобразительный р€д, который увидит посетитель выставки, – это полотна наших отечественных художников, посв€щенные периоду –юриковичей.

– —колько человек вы задействовали?

»ван ≈син: ≈сли брать всех, начина€ от монтажников и заканчива€ редакторской группой, то около тыс€чи. ≈сли брать только группу, котора€ работала над контентом, то это 200 человек.

– »ван, лично дл€ себ€ вы открыли что-то новое, работа€ над «–юриковичами»?

»ван ≈син: ќчень многое. ѕодготовка к выставке – это очень интересный и творческий процесс, потому что 700 лет истории уместить даже на 400 тыс€чах квадратных метрах ћанежа очень сложно.

я, например, открыл дл€ себ€ роль преподобного —ерги€. Ќе только как »гумена земли –усской, как монаха, но и как политического де€тел€, который измен€л определенные политические процессы совершенно не так, как мы привыкли это делать в миру. —мир€€ себ€, он шел на разговор с кн€зь€ми. ћы не знаем, о чем он с ними говорил, но мы знаем, что после того, как он с ними встречалс€, ситуаци€ коренным образом мен€лась. ƒл€ мен€ это было открытием.

 н€з€ ¬ладимира мы воспринимаем как крестител€ земли –усской, как человека, причисленного к лику св€тых. Ќа выставке мы покажем, какие именно изменени€ произошли с кн€зем ¬ладимиром после прин€ти€ им крещени€. Ёта выставка позволит пон€ть, насколько крещение и вообще христианство могут преобразить лютого €зычника.

– „его вы ждете от выставки?

»ван ≈син: ћы ждем 4 но€бр€, и тогда мы увидим то, к чему готовились целый год. ћы надеемс€, что всем посетител€м – а мы действительно ожидаем, что их будет столько же, сколько в прошлом году, – понравитс€ наша выставка и они увлекутс€ историей. Ќа самом деле в древней истории –уси есть очень много проекций на день сегодн€шний. Ћюди их сами увид€т и начнут понимать некоторые процессы, которые происход€т сейчас.

– јлександр, вопрос к вам: в чем вы видели главную задачу этой экспозиции?

јлександр ћ€сников: Ѕеда русской истории в том, что ее всегда кто-то стараетс€ переписать. Ќо есть незыблемые факты, которые можно по-разному трактовать. ’очу заметить, что, если историю делают мрачной, то она получаетс€ скучной. —амый неудачный на сегодн€шний день жанр – это скучный жанр. ѕоэтому рассказать об эпохе –юриковичей интересно – это главна€ задача выставки.

– Ќасколько значима дл€ –уси династи€ –юриковичей?

јлександр ћ€сников: –юрик из разрозненных племен сделал государство, основой которого стала экономика. Ёкономическа€ составл€юща€ определилась путем «из вар€г в греки». Ётот путь сложилс€ к IX веку благодар€ походам ќлега и »гор€ на ÷арьград и установлению посто€нной торговли между греческими и русскими купцами.

—егодн€ часто можно услышать, что культура на –уси по€вилась благодар€ –юрикам. ƒа, она пришла тогда, когда правила эта династи€, но пришла она из ¬изантии. ј на тот момент ¬осточна€ –имска€ импери€ была самым мощным и культурным государством.

” –юриковичей была прекрасна€ арми€. Ќовгородский кн€зь —в€тослав »горевич создал удивительное войско – первый русский спецназ, который мог перемещатьс€ с огромной скоростью, потому что у них не было обоза. –юриковичи совершили самое важное – они создали государство и делали всЄ возможное, чтобы это государство развивалось.

—егодн€, к сожалению, нам рассказывают стереотипные вещи о том, что на –уси было средневековье, – этого не было. —редние века были в ≈вропе, и это были т€желые и мрачные времена. Ќа –уси было иное. Ёто врем€ – расцвет ¬изантийской империи, с которой –усь была чрезвычайно тесно св€зана, и поэтому никакой т€желой средневековой жути у нас не было. Ёто была немножко друга€ жизнь.

– ќб эпохе –омановых мы знаем очень много разных фактов, а вот про эпоху –юриковичей практически ничего. — чем это св€зано?

јлександр ћ€сников: Ёто св€зано с достаточно простыми причинами, потому что основными источниками информации, к сожалению, у нас были и остаютс€ воспоминани€ иностранцев. я вам приведу один самый элементарный пример. ¬о времена »вана √розного в русский плен попал двор€нин из ѕомерании. —емь лет он был слугой личного доктора »вана √розного. «атем ему удалось уехать в ѕольшу, где он написал свои мемуары о жизни в –оссии. ” него получилась «сказочна€» истори€. ѕо его словам, в те времена в –оссии проходили множественные казни и творилс€ кромешный ад! Ќо когда мы начинаем интересоватьс€ личностью этого человека, который пишет о таких событи€х, то понимаем, что здесь что-то не так. ¬о-первых, доктор, у которого работал этот «писатель» слугой, приехал в –оссию через четыре или п€ть лет после того, как мемуарист попал в плен. ¬о-вторых, этот доктор со своим слугой и медбратом, по достоверным источникам, угорел до смерти в подвале. » почему-то именно после смерти врача и по€вилс€ такой замечательный «писатель» на «ападе. ¬-третьих, мемуарист пишет, что доктор, у которого он работал, был италь€нцем. Ќо если вы были слугой этого доктора, то вы должны были пон€ть, что доктор ни одного слова по-италь€нски не знает, потому что он родом из ‘ландрии. » когда начинаешь всЄ это распутывать, то вы€сн€етс€, что мемуары эти – выдумка. ¬с€ эта писана€ истори€ на самом деле ужасна по своей сути, потому что вам нарисовали страну несуществующих ужасов.

¬от как вы представл€ете »вана √розного? Ќаверное, человеком, который убил собственного сына?

јлександр ћ€сников: Ёто всЄ сказки. »ван √розный не убивал своего сына. —реди мемуаристов был еще один – англичанин √асэй, который совершенно спокойно писал о том, что »ван √розный во ѕскове и Ќовгороде убил 700 тыс€ч человек. Ќад людьми зверски издевались: топили, сажали на кол, варили в масле и спускали кожу. ¬се эти ужасы средневековой европейской инквизиции были выданы за русскую действительность.

Ќо если мы возьмем подлинные исторические документы, в которых написано, что в Ќовгороде в те времена жило 35 тыс€ч человек, а в ѕскове всего 30 тыс€ч, мы сразу понимаем, что всЄ это выдумки. ¬се эти мемуары писались не просто так, всЄ это делалось дл€ того, чтобы показать, кака€ у нас была дика€ страна.

Ќа «ападе о нашем первом царе говорили как о тиране, который имеет в своем гареме 50 жен. ѕо мнению «апада, »ван √розный ходил в мрачной черной одежде и предавалс€ различным ужасам. ≈сли оп€ть же обратитьс€ не к мемуарам, а к историческим документам, то мы открываем дл€ себ€ совсем иную личность »вана √розного. ќдин английский посол писал, что более шикарного нар€да, чем у русского цар€, он ни у кого не видел. ≈го кафтан весь усыпан бриллиантами и изумрудами. “ак где же правда?

– ѕолучаетс€, что уже тогда на –оссию и ее правителей было прин€то клеветать?

– ƒа, в школе учат, что √розный – убийца царевича »оанна.

јлександр ћ€сников:   сожалению, до сих пор ничего не изменилось. — западным черным пиаром –осси€ сталкиваетс€ и по сей день. Ќо всЄ становитс€ пон€тно, если начать задавать себе вопросы. «ападные источники говор€т, что при »ване √розном людей окунали в чаны с раскаленным маслом. ј какой величины должен быть чан, чтобы сварить в нем человека? ѕодумайте, сколько надо железа и человеческого труда, чтобы сделать чан! ѕарадокс заключалс€ в том, что о зверствах, которые €кобы творились на –уси, знала ≈вропа, а русские люди даже не подозревали, что о них пишет «апад.

≈сть очень характерный пример, почему у нас многие вещи не воспринимаютс€. ¬ –оссии долгое врем€ не было кулинарной книги.  огда у вельмож спрашивали о том, почему в –оссии не записывают рецепты, то они отвечали: «ј что писать, если все бабы эти рецепты знают?» ѕонимаете, жизнь устраиваетс€ по очень простому принципу: когда вы четко представл€ете себе правила игры, знаете услови€ жизни, когда вам всЄ €сно и пон€тно, то вопросов как жить не возникает. Ћюд€м не нужно записывать какие-то законы, по которым нужно жить. ј когда у вас каждый год в стране что-то мен€етс€, то и возникает множество разных проблем.

– ѕочему династии и –юриковичей, и –омановых прекратили царствовать столь трагическим образом?

јлександр ћ€сников: Ќе было ни одной династии, котора€ бы правила больше тыс€чи лет. “акой не существует. ѕрерывание династии – это совершенно естественный процесс. ѕроблема не в том, почему она закончилась, а проблема в том, как она заканчиваетс€, что за ней идет. “рагизм ситуации заключаетс€, прежде всего, в этом. ¬сЄ на свете заканчиваетс€ – это совершенно нормально. ѕала –имска€ импери€, перестала существовать √реци€, исчезла сама€ велика€ в мире монгольска€ »мпери€ чингизитов. Ёто естественный процесс. ƒругое дело, как он происходит.

– —уществуют ли мифы о –юриковичах?

јлександр ћ€сников: ћифы существуют про самого –юрика.  то-то говорит, что это выходец из старой новгородской семьи, другие рассказывают, что –юриковичи из »сландии. ѕро »вана √розного вообще можно несколько томов мифов написать, начина€ с «убийства» им собственного сына, которого он не совершал. ѕоэтому еще раз хочу подчеркнуть, что на выставке мы попытаемс€ показать более-менее реальную историю.

– ≈сть ли что-то общее между династи€ми –юриковичей и –омановых?

јлександр ћ€сников: ќбщее только одно – это династийна€ система построени€ власти. ¬ообще любой правитель, приход€ к власти, пытаетс€ создать династию. ѕрежде всего, потому, что в те годы существовала преемственность и передача власти по родству.

Ёпоха –юриковичей – это эпоха колоссального государственного развити€. ќна закончилась по€влением нового государства, которое стало называтьс€ –усским царством. „то такое –усское царство? Ёто достаточно большое и мощное государственное образование, которое имело собственную экономику, а также внешнюю и внутреннюю политику.

Ќам рассказывают, что ѕетр I создал армию. Ќо и до ѕетра была арми€. ≈сли бы у нас не было армии, мы не смогли бы выиграть ћолодинскую битву, о которой сегодн€, к сожалению, никто ничего не знает. ј эта битва €вилась самой великой битвой времен –юриковичей. ¬ыдающегос€ полководца ћихаила »вановича ¬оротынского называли Ќаполеоном XVI века, но мы про него тоже ничего не знаем, хот€ этот человек придумал новую систему ведени€ войны. ѕомимо системы ведени€ войны ¬оротынский придумал передвижной «√ул€й-город», который представл€л собой комплекс прочных телег, оснащенных большими щитами. ѕри необходимости из таких телег можно было составить своеобразную крепость нужной формы. ѕрочные щиты обеспечивали защиту от легкого стрелкового оружи€, а вс€ конструкци€ помогала отразить атаку противника. Ѕлагодар€ этому 20 тыс€ч человек, которые были у ¬оротынского, смогли разгромить дотла 120-тыс€чную армию крымского хана.

– ¬ы, историк, открыли что-то новое дл€ себ€ в воспоминани€х иностранцев, готов€сь к выставке?

јлександр ћ€сников:  огда иностранцы пишут о –оссии, это часто выгл€дит комично. Ѕольше всего впечатлили описани€ банных процедур. Ѕанна€ традици€ была чисто русска€, и она св€зана с гигиеной. Ѕанные процедуры иностранцами описывались словно пытки. ќни недоумевали, почему человека нужно бить мокрыми вениками по спине и как это поможет его здоровью.

Ќо русские-то знали, насколько полезна бан€.  огда наши предки двинулись в —ибирь, по€вилась неведома€ доселе болезнь – энцефалит, передаваемый клещами. “огда этого слова не знали, но знали, как от этой болезни лечить людей. “опили баню и 12 часов в ней парили человека. ≈сли температура тела у человека держитс€ 40,5 градусов несколько часов, не переход€ границы 41 градуса, то вс€ зараза погибает.

–  акой завет могли бы оставить нам –юриковичи?

јлександр ћ€сников: –юриковичи – это люди, которые собирали государство, а те, кто собирают, оставл€ют только один завет – хранить, развивать и преумножать. ¬ завещани€х ярослава ћудрого и ¬ладимира ћономаха дет€м и потомкам говоритс€ о любви друг к другу, о сохранении земли –усской, о ее развитии. Ёто всегда было основным и самым главным заветом на –уси.

јлександром ћ€сниковым и »ваном ≈синым
беседовала јнна ≈рахтина

»сточник ѕравославие.ru