"—путник над ѕольшей" запущен в –оссии

15.10.2013 1353 јвтор: ¬алерий ћастеров »сточник: ‘онд –осполцентр

Ќа орбиту проекта ««дравствуй, –осси€!», который осуществл€ет –оссийско-польский центр диалога и согласи€ совместно с обществом «–адонеж», на сей раз были выведены польские журналисты. ƒвадцать два труженика пера, фото- и телекамер представл€ли не только варшавские студии и редакции, но и региональные издани€. ¬сех же их объединила кинотематика. ј точнее – фестиваль российских фильмов «—путник над ѕольшей», главным партнЄром которого в этом году стал –оссийско-польский центр диалога и согласи€.

¬ преддверии упом€нутого фестивал€ – а он, перед тем, как российским фильмам «разъехатьс€» по польским городам, пройдет уже в 7-ой раз в ¬аршаве с 7 по 17 но€бр€ – ‘онд «–оссийско-польский центр диалога и согласи€», ћеждународный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «–адонеж» и общество «–адонеж» подготовили дл€ польских журналистов программу, котора€ дала возможность прикоснутьс€ не только к миру российского кино, но и познакомитьс€ с достопримечательност€ми таких российских городов, как ћосква, —анкт-ѕетербург, —уздаль и ¬ладимир.

¬полне естественно, что свое пребывание польских гостей в ћоскве началось с посещени€  иноконцерна "ћосфильм" – ведущего предпри€ти€ киноиндустрии –оссии, на котором осуществл€етс€ производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. ƒостаточно сказать, что из этого «города в городе» выходит более ста картин в год. Ѕольшинство фильмов создаетс€ на наход€щихс€ здесь студи€х, которые возглавл€ют ведущие кинематографисты –оссии. ј √енеральным директором «ћосфильма» €вл€етс€ известный режиссЄр  арен Ўахназаров, чьи фильмы не только выходили на польские экраны, но и становились лауреатами фестивал€ «—путник над ѕольшей».

¬ажно отметить, что преодолев кризис 90-х годов, «ћосфильм» не только сохранил традиции и кинематографические профессии, но и стал высокорентабельным предпри€тием, увеличив свою доходность за последние дев€ть лет более чем в 10 раз.

¬ канун нашего визита на киноконцерн он был удостоен главной всероссийской ѕремии в области экономического развити€, достойно завоевав первое место в номинации «Ћидер в бизнесе–2013».

Ќам повезло, что сопровождала нас Ќаталь€ ѕантюшкова – артистическа€ натура, знаток польского кино и всего, что делаетс€ в российском кинематографе.   тому же, с безукоризненным польским €зыком. ѕо дороге на «ћосфильм» Ќаталь€ рассказала о возрождении киностудии и создании киноконцерна, о российско-польских контактах в области культуры и о вышедшем на широкий экран киноэпопеи «—талинград» в режиссуре ‘Єдора Ѕондарчука. ѕервое, что мы увидели на территории кинофабрики – бюст его отцу —ергею Ѕондарчуку, сн€вшего на «ћосфильме» свои лучшие кинопроизведени€. ¬от вам и св€зь времЄн. ј далее к нам присоединилась сотрудница «ћосфильма»  ат€  рючкова, котора€ сначала повела в знаменитый мосфильмовский музей, а потом пригласила на прогулку по городку, в котором улицы и дома были выстроены в стиле XIX-начала ’’ веков. »менно эти улицы служили и продолжают служить «натурой» дл€ многих картин «ћосфильма».

¬ нескольких залах ћузе€ «ћосфильма» также можно увидеть элементы различных декораций – например, старый  опенгаген из фильма режиссера Ёльдара –€занова «јндерсен. ∆изнь без любви», мул€ж туши огромного быка из фильма  арена Ўахназарова «яды или ¬семирна€ истори€ отравлений», старинные почтова€ и царска€ кареты, и многое другое.

ќсоба€ гордость – коллекци€ ретротранспорта. ѕричем, даже авто 1913 года отреставрированы и приведены в рабочее состо€ние.  ак и автомобили разных моделей, включа€ иномарки и технику военных лет, а также и советские правительственные машины. ” всех этих автомобилей сво€ истори€ участи€ в картинах «ћосфильма». », конечно же, богата€ коллекци€ различных костюмов, предметов быта разных эпох.

» всЄ это продолжает работать. ѕричем, круглосуточно. ¬ этом мы убедились, попав на съЄмочные площадки. ¬ одном из павильонов заранее снималась новогодн€€ программа, в другом – очередна€ часть сериала «ясмин», идущего по первому каналу “¬. ƒождавшись перерыва, воспользовались, чтобы поговорить с режиссЄром ¬€чеславом  аминским и актЄрами.

« инематографических сюжетов» на нашем пути было еще немало. ¬ —уздале долго не могли покинуть сохранившиес€ декорации под открытым небом к фильму ѕавла Ћунгина «÷арь». ј посещение размещенного в «имнем дворце √осударственного ћузе€ Ёрмитаж в —анкт-ѕетербурге – крупнейшего в –оссии и одного из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – поневоле напомнило о фильме јлександра —окурова «–усский ковчег», который польскому зрителю приблизил известный дистрибьютор –оман √утек. Ќапомню, что этот уникальный фильм был сн€т в «имнем дворце за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром» за один дубль, то есть без остановки камеры. ѕервый полнометражный художественный фильм, сн€тый без использовани€ монтажа, отображает посредством новаторского кино€зыка историю Ёрмитажа. «наменитый музей переосмыслен как своего рода ковчег – средоточие всего культурного и духовного наследи€ –оссии.

ѕодвести итоги поездки мы собрались в московском ƒоме кино за «круглым столом». “ема была подход€ща€: «Ќовое русское кино. ≈го особенности, традиции и развитие». “о есть, говорить можно было обо всЄм. “ем более, что на встречу с польскими журналистами пришли известные кинодокументалисты – режиссеры и сценаристы. ¬ центре же внимани€ оказалс€ јндрей Ўем€кин – киновед, кинокритик, культоролог, автор и ведущий телевизионных программ, преподаватель университетов, член жюри многих международных кинофестивалей. ћы стали одними из первых зрителей только что вышедшего документального фильма по его сценарию «ќтец в командировке». ≈го главные герои – родители автора картины, выдающиес€ учЄные: создатель биоорганической химии академик ћихаил ћихайлович Ўем€кин и профессор √али ѕавловна  угатова-Ўем€кина. ‘ильм о неверо€тно сложном периоде в советской науке, который обозначен, как «государственный террор в области биологии и генетики». ¬оплощЄнные режиссЄром ¬икторией Ћопач идеи јндре€ Ўем€кина дали возможность выйти за рамки семейной пам€ти и обсудить проблемы исторической пам€ти не только отдельно вз€той страны, но и в международных отношени€х.

ƒиалог российской и польской сторон пришел к заключению, что мы остались в плену старого поколени€ кинематографистов, а о новых работах друг друга мало что знаем.  ак заметил ƒариуш ¬ыборский, «ведь по сути, кроме фестивал€ «—путник над ѕольшей», который представл€ет ретроспективу и новое российской кино, и фестивал€ «¬исла», знаком€щего российских зрителей с польским кинематографом, других источников взаимного кинообмена и нет. ѕоэтому было бы много интереснее, если бы мы обсуждали то, что видели. “ак же, как после совместного просмотра «ќтца в командировке».

’очу обратить внимание ещЄ на одно обсто€тельство. ”ж на что наши гости, хот€ бы в силу своей профессии, должны быть хорошо информированными, но и дл€ многих из них было откровением, что в –оссии нет цензуры, открыто можно дискутировать в пр€мом эфире, не говор€ уже о публикаци€х в —ћ». —транно было слышать вопросы об адвокате —таниславе ћаркелове, будто его убийство в 2009 году в ћоскве замалчиваетс€. ј как раз в эти дни вспоминали и его, как он 20 лет назад выносил раненых из-под огн€ в ќстанкино и у Ѕелого дома. »ли о том, что у нас забыли об јнне ѕолитковской. Ќо именно в дни пребывани€ польских гостей в –оссии при большом стечении людей на здании редакции «Ќовой газеты» была открыта мемориальна€ доска в пам€ть о ней.

«ћы совершили поездку, котора€ помогла нам не только увидеть, что скрываетс€ за кремлЄвскими стенами в ћоскве, шедевры “реть€ковской галереи, Ёрмитажа, –усского музе€ или прикоснутьс€ к истории в —уздале, ¬ладимире и ѕетергофе, но и пон€ть, насколько это было возможно, сегодн€шнюю открытую –оссию. » это – самое главное, потому что на всЄ мы смотрели собственными глазами и увидели как много позитивных мест на поле польско-российских взаимоотношений. ћы уезжаем под впечатлением гостеприимства росси€н. » хот€ восемь дней нашего пребывани€ в –оссии – срок немалый, хотелось остатьс€ на ещЄ больший», - поделилс€ своими впечатлени€ми заместитель главного редактора журнала «Ќигды венцей» («Ќикогда больше») –афал ѕанковский.

¬алерий ћастеров