Ђ”—ѕ≈’ ‘»Ћ№ћј –≈Ўј≈“—я Ќј ѕЋјЌЎ≈“≈ї

02.08.2016 1381 јвтор: ¬алерий ћастеров »сточник: "ќгонЄк" є 30-31, 01.08.2016

Ч — чем св€зан выбор геро€ вашей новой картины? ќн, к сожалению, мало известен за пределами ѕольши...
Ч ћен€ заинтересовала драматическа€ судьба русского, польского и белорусского художника-авангардиста ¬ладислава —тшеминьского в первую очередь потому, что это трагеди€ творческого человека. Ќепокорного человека, которого фактически раздавила доктрина социалистического реализма. “о есть сама по себе тема стара как мир Ч конфликт художника с властью.  ем €вл€етс€ художник в обществе, как он чувствует себ€ в окружающей среде, какова сила воздействи€ его произведений. Ёто с одной стороны. ј с другой Ч как власть вли€ет на художника, который столкнулс€ с уничтожившей его коммунистической системой. ƒействие фильма разворачиваетс€ в последние п€ть лет жизни —тшеминьского и происходит в Ћодзи до дн€ его смерти в 1952 году.

Ч ѕочему в поле вашего внимани€ оказалс€ только этот период жизни и творчества —тшеминьского? ¬едь в его биографии ћосковский кадетский корпус имени јлександра II, Ќиколаевское инженерное училище в ѕетербурге, ѕерва€ мирова€ война и ранение, учеба и преподавание в —вободных художественных мастерских (бывша€ ’удожественна€ академи€ им. —троганова), руководство отделом искусства в Ќаркомпросе, работа в —моленске и только в 1922 году нелегальный переезд в ѕольшу...
Ч ∆изнь этого человека достойна захватывающего сериала. Ќачина€ с жуткого ранени€ в 1916 году от взрыва гранаты Ч —тшеминьский был командиром саперного взвода, после взрыва у него ампутировали правую ногу и левую руку, были поражены глаза. ≈го отправили на лечение в ѕрохоровскую больницу в ћоскве, там он познакомилс€ с сестрой милосерди€  атей  обро, котора€ впоследствии стала его женой и известным скульптором. —тав в 22 года полным инвалидом, он нашел себ€ в другой жизни Ч художника и теоретика искусства. ƒружил с “атлиным и ћалевичем, который по его инициативе приезжал с выставкой в ¬аршаву. я долгое врем€ находилс€ под прессом этой истории и хотел поначалу сн€ть фильм именно об удивительном союзе —тшеминьского и  обро. Ќо принима€сь за психологический фильм, € не мог рассчитывать на моего любимого ƒостоевского как сценариста. ¬ конце концов, € хотел сделать политический фильм и сконцентрировалс€ на образе —тшеминьского в первые послевоенные годы, самое худшее в ѕольше врем€ сталинизма, времена идеологического давлени€ на художника. —тшеминьский был самобытным художником, фантастическим педагогом лодзинской јкадемии из€щных искусств, котора€ носит сейчас его им€. ≈го труды, в том числе и опубликованна€ после смерти знаменита€ "“еори€ зрени€", распростран€лись его студентами нелегально в машинописном виде. ѕеред его лекци€ми студенты и профессора соревновались Ч кто скорее займет свободные места. ќн создал третий по счету в мире Ч после —Ўј и √ермании Ч ћузей современного искусства. Ќо в 1952 году приказом министра культуры он был отстранен от преподавани€ и исключен из ѕольского союза художников за "несоответствие нормам социалистического реализма". —озданный им зал многообразного изобразительного искусства был ликвидирован, конфискованы все работы. ‘актически самобытный художник осталс€ один на улице, где его и нашли. ¬рачи поставили диагноз голодной болезни.

Ч Ќеобычно название вашего фильма Ч "ѕослеобразы" (Powidoki).  ак вы его объ€сните?
Ч ѕришло оно из "“еории зрени€" —тшеминьского. —мотришь на предмет, переводишь взгл€д, но предыдущий образ какое-то мгновение еще стоит в глазах, а на него уже накладываетс€ новый образ. я немного трансформировал эту теорию Ч так сказать, литературно-кинематографически. —пуст€ многие годы мое сегодн€шнее видение мира накладываетс€ на образы, которые приход€т ко мне издалека. я вз€лс€ за этот фильм, потому что и сам когда-то училс€ живописи. Ќо главное Ч € хотел сказать, что нельз€ прин€ть такой политической системы, при которой власть дает рекомендации художнику Ч как ему писать и как себ€ вести.

Ч Ёто так. Ќо, к сожалению, художник не властен над тем, как впоследствии власть использует его произведение в своих цел€х. Ќапример, сегодн€ в ѕольше существует така€ точка зрени€, что ваш фильм "„еловек из мрамора" (1977) был использован командой Ёдварда √ерека (первый секретарь ÷  ѕќ–ѕ с 1970 по 1980 год) в политических цел€х, дл€ того чтобы "ударить в партийный бетон". ј другой лидер ѕольши, ¬ойцех ярузельский, во внутренней политике вз€л на вооружение вашего "„еловека из железа" (1981)...
Ч Ёто интересно, что вы говорите. "„еловек из железа" был сн€т по гор€чим следам. ¬о врем€ забастовки на гданьской судоверфи € был с киногруппой сразу же, как только было прин€то 21 требование бастующих. — этого момента € начал снимать на месте, дополн€€ фильм рассказами участников и свидетелей тех исторических событий. „лены независимого профсоюза "—олидарность" были первыми зрител€ми этого фильма и прин€ли его как собственный. ѕредставьте себе: в адрес властей было направлено письмо с требованием "не допустить вмешательство цензуры" и не делать купюр. Ѕолее того, они потребовали, чтобы картину направили на фестиваль в  анн. » действительно, власть отступила, ничего из моего фильма не вырезали, ленту направили в  анн, и она получила "«олотую пальмовую ветвь", которую € считаю наградой дл€ всей "—олидарности". я был в разных политических ситуаци€х, но это был единственный раз, когда кто-то посто€л за мой фильм.
ѕравда о "„еловеке из мрамора" иного рода. ƒа, уже при √ереке министр культуры и искусства “ейхма посчитал, что может быть запущен в работу сценарий, который ждал этого момента 13 лет. Ёто был единственный фильм во всем социалистическом лагере о том, что у рабочего есть собственное мнение, и это мнение он может высказать власти.  ак делались тогда фильмы на производственную тему?.. ѕоскольку власть считалась рабоче-кресть€нской, то она присваивала себе право говорить от лица рабочих и кресть€н. » вдруг голос подает сам рабочий, да еще и требует соблюдени€ своих прав! “о, что фильм будто бы использовали в тогдашних внутренних политических цел€х, дл€ мен€ значени€ не имеет. ¬ажно, что такого рода фильм пробил себе дорогу, хот€ долгие годы ему не давали ходу.

Ч “еперь не дают хода вашему фильму "¬аленса. „еловек из надежды", три года назад успешно вышедшему на экраны. ѕо какой причине? ћожет быть, причиной тому Ч материалы »нститута национальной пам€ти о €кобы контактах лидера "—олидарности" со спецслужбами ѕЌ–?
Ч ќб »нституте национальной пам€ти (»Ќѕ) € уже высказывалс€ на страницах "ќгонька" и мнени€ своего не изменил. ¬место объективных исследований »Ќѕ использует сосредоточенные в его недрах архивы и документы органов госбезопасности, ћ¬ƒ и ћинобороны за послевоенный период в зависимости от конъюнктуры Ч как компромат на политических противников. ƒл€ нынешней власти жива€ национальна€ легенда Ћех ¬аленса Ч как кость в горле. ќн не дает примазатьс€ к славе "—олидарности" и заработать на лжи политические дивиденды.   тому же в 2000 году ¬аршавский суд признал, что обвинени€ в сотрудничестве ¬аленсы со спецслужбами совершенно беспочвенны. ¬аленса Ч герой нашего времени. » вот с этим вошедшие во вкус власти смиритьс€ не могут. ” нас модно ссылатьс€ на героев, поднимавших восстани€ в ’I’ веке, при этом не замеча€ поражений, катастроф, кровопролити€. ј электрик ¬аленса, увидев, что власть стрел€ет в недовольных рабочих, осознал, что кровава€ революци€ и теракты Ч это путь в никуда. ќн пон€л, что с властью можно вести переговоры и выиграть у нее в легальном поле. »менно "—олидарность" под руководством ¬аленсы одержала самую большую победу в польской истории Ч привела к свободе без кровопролити€.

Ч “о есть сейчас бы вы никаких поправок в свой фильм не внесли?
Ч Ќи в коем случае! —ейчас предъ€вл€ют к ¬аленсе претензии, что он-де лавировал между своими и чужими. ј кто ему помогал, кто вступилс€ за него в 1970-е годы, когда он испытывал наибольшие трудности и хлопоты с власт€ми?.. Ќашелс€ ли тогда некий адвокат, который пришел бы к нему сам и сказал: "ѕан Ћех! я заинтересовалс€ ситуацией и хочу помочь вам". “аких людей не нашлось. ј теперь, видите ли, к ¬аленсе масса претензий. „еловек сыграл выдающуюс€ роль в истории ѕольши, дал сигнал к изменению политической системы во всей ¬осточной ≈вропе. ¬от что он сумел сделать, когда пришло его врем€. «наете, политик не может быть горазд на каждый сезон. ѕолитику, который годитс€ на каждую пору, руки не подают.

Ч ¬ашу " атынь" тоже подвергают критике... »нтересно, а этот фильм за что?
Ч Ќачина€ с фильма " анал" о ¬аршавском восстании, € снимаю фильмы без вс€ких комплексов. ƒа, такой народный порыв даже в 1944 году, когда война уже шла к своему завершению, был большим геройством. “олько кончилось все в... каналах (участников ¬аршавского восстани€ нацисты топили в каналах.Ч "ќ"). ј далеко не каждый хочет знать горькую правду. “еперь о " атыни". я вз€л за основу дневники женщин: матерей, жен, дочерей расстрел€нных польских офицеров. »х рукописи-воспоминани€ писались дл€ себ€, они искренни и правдивы, в них нет никакой спекул€ции, рассчитанной на определенное воспри€тие. ¬ы же знаете, как мен€ упрекали и упрекают, что € ввел "дл€ равновеси€" сцену с советским офицером. Ќо € ни минуты не колебалс€, потому что вычитал эту подлинную историю в одном из дневников. я еще вот о чем подумал. Ќу хорошо, в  расной армии служил также јлександр —олженицын. ј если бы он оказалс€ в такой ситуации, разве не поступил бы подобным образом, не спас бы польскую женщину с ребенком? —омнений у мен€ не было.  ак и в выборе актера на роль капитана ѕопова Ч мой любимый —ергей √армаш сыграл выше вс€ких похвал.

Ч — московским театром "—овременник", с которым вас св€зывают длительные творческие отношени€, вы по-прежнему дружите?
Ч Ёто театр, любовь к которому у мен€ не ржавеет Ч страшно подумать Ч с 1972 года, когда ставил на его сцене " ак брат брату". ƒо сих пор помню огромные очереди к кассе театра, который тогда находилс€ у пам€тника ћа€ковскому. ѕотом, спуст€ три дес€тилети€, работа с коллективом над "Ѕесами" уже на „истых прудах, когда мне довелось посмотреть весь репертуар. ¬осхищаюсь неутомимым руководителем театра, √алиной ¬олчек, актерами высшей пробы. “еатр мне дал карт-бланш на любую постановку по выбору, но, к сожалению, любое путешествие сейчас дл€ мен€ трудно. ¬сегда рад, когда кто-то из моих друзей оказываетс€ в ¬аршаве.  ак, например, ћарина Ќеелова с потр€сающим спектаклем "Ўинель". ”ж на что сведуща€ публика собралась, но мало кто разобралс€ в том, кто играет Ѕашмачкина.  огда € сорвалс€ с места, чтобы поздравить и поприветствовать ћарину, вдруг услышал за спиной: "¬от дуралей, мужикам руки целует!" ѕризнаюсь, был тронут способом, каким поздравил мен€ театр с юбилеем: доставили на дом цветы, прислали специальный киноролик... ¬ свою очередь, и € поздравл€ю театр с недавним юбилеем. ”верен, что такой театр, как "—овременник", нужен всегда.

Ч  аким вы видите сегодн€шнего современника?  аким хотели бы его показать на экране?
Ч ѕока стою на ногах и есть еще голос, всегда думаю о следующей картине. ћое сердце и опыт старого режиссера говор€т, что сейчас нужен фильм на современную тему. Ќе умозрительный, каких хватает, а отвечающий действительности. „тобы волновал, затрагивал, вт€гивал. –ечь не в том, чтобы он был против кого-то или чего-то. я всегда придавал большое значение литературной основе. ѕока у мен€ нет союзников среди сценаристов. ќдни ушли из жизни, другие не пишут. –аньше кино играло огромную роль. Ќе так развито было телевидение, не было интернета, вс€кого рода носителей. ”спех фильма решалс€ в кинотеатре, а сейчас все больше Ч на планшете. ѕольска€ киношкола опиралась на тех, кто писал во врем€ войны или сразу после войны. —одержание отвечало времени. Ќаши фильмы были о нас. » √омбрович, и ¬иткевич, и ћрожек, и –ужевич, да много кто еще Ч все предлагали свои темы. јвторы не думали о том, кто будет играть главную роль в фильме и на какой сцене будет идти пьеса. ј теперь спекулируют: кому и куда подороже себ€ продать. ƒаже им€ автора не всегда увидишь на афише. ѕерерабатываетс€ то, что видели уже много раз.  ино и театр судорожно ищут свою дорогу. ћы думали, что не станет цензуры и перед нами откроетс€ весь мир, свобода выражени€ и творчества. Ќо тогда люди шли в театр искать ответа, а сейчас приход€т в поисках развлечени€.

јнджей ¬айда  оммерсант 2016.jpg

јнджей ¬айда и сегодн€ остаетс€ критиком власти
‘ото: ≈вгений ѕавленко,  оммерсантъ

Ч ¬ы следите за той полемикой в —ети, котора€ разворачиваетс€ в св€зи с каждым вашим новым фильмом? ¬ообще, вы поддерживаете контакт с новыми медиа?
Ч Ѕоюсь, если бы € много времени удел€л интернету, у мен€ не оставалось бы времени на кино и театр, на мою школу режиссуры, на выставки, фестивали и общественную работу. ј когда читать книги, общатьс€ с коллегами?.. ≈сли бы € с утра включал компьютер и жил там, € был бы другим человеком. √аджеты Ч это наркотик, который парализует мышление и сводит его до нескольких знаков. Ёто расход творческой энергии и ограниченное средство выражени€, которое атрофирует мыслительные способности.

Ч ѕолучивший на одном из Ѕерлинале "Ќаграду јндже€ ¬айды" јлександр —окуров за€вил недавно, что хотел бы сн€ть совместную российско-польскую картину, котора€, по его мнению, помогла бы разрушить стену отчуждени€ между ѕольшей и –оссией, возникшую в последние годы. ѕри этом он добавил, что рад был бы поработать с вами.
Ч я уже как-то сказал, что считаю —окурова одним из наиболее талантливых кинотворцов в мире. ¬ нем нет болезненных и бесплодных возвращений в прошлое, сведени€ счетов с тем, что уже минуло. » он как насто€щий художник начинает с себ€. я согласен с —окуровым, что наш совместный фильм мог бы соединить разорванные св€зи. „ерез культуру, а скорее всего, через кино легче преодолевать негативные залежи прошлого.
¬ любом случае нельз€ видеть мир в черно-белом измерении Ч это приводит к искажению. ќценка исторических событий требует отдельного и серьезного разговора. ¬се попытки делать ставку на узконационалистическое кино заканчиваютс€ тотальным художественным провалом. ѕотому что у такого кино кратковременный зритель, это быстропроход€ща€ тема, искусственно созданное действие. ѕатриотом сегодн€ провозглашаетс€ тот, кто повтор€ет официально прин€тую точку зрени€ власти. Ёто притворное возвращение в прошлое, оно очень провинциально. ѕрошлое в любом случае уже не может играть решающей роли сегодн€ Ч даже трагические страницы. ≈сли € вз€лс€ за катынскую трагедию, то только потому, что мой отец был одной из многочисленных ее жертв. ј сейчас  атынь используетс€ часто дл€ конъюнктурных политических целей. Ќекоторые псевдополитики дошли до того, что авиакатастрофу президентского самолета под —моленском стали называть "второй  атынью". Ќу куда это годитс€?..

Ѕеседовал ¬алерий ћастеров, ¬аршава

»сточник