Ђ«адача культурной политики Ч вырастить Упоколение победителейФї

18.09.2014 1282 јвтор: ёрий яроцкий »сточник:  оммерсант

ќ том, насколько реально введение против –оссии санкций в области культуры, а также о том, что происходит с проектом «ќсновы государственной культурной политики», в интервью ё–»ё я–ќ÷ ќћ” рассказал министр культуры –оссийской ‘едерации ¬Ћјƒ»ћ»– ћ≈ƒ»Ќ— »….

— Ќасколько реально, по вашему мнению, введение санкций против –оссии со стороны западных стран в области культуры?

— ћы уже несколько лет де-факто живем в формате взаимных санкций с —Ўј — после фантасмагорической истории с коллекцией Ўнеерсона. ” нас практически нет музейного обмена. Ќо, например, это не преп€тствует гастрольной политике: недавно в јмерике триумфально выступал наш ансамбль народного танца, планируютс€ большие гастроли ћихайловского театра, с неизменным триумфом — ¬алерий √ергиев, список можно продолжить… ¬ общем, культурные санкции — вещь неработающа€.

— Ёто касаетс€ —Ўј, а со стороны ≈—?

— Ёто сумасшествие, ну кому это надо? „то выиграет Ёдинбургский фестиваль от того, что туда не приедет ћариинский театр? ќчевидно: серьезное обеднение собственной программы, падение интереса зрителей. ‘отографи€ми маэстро увешана половина Ўотландии. Ќикакого беспокойства по поводу санкций у мен€ нет.

 онечно, есть малые избыточно энергичные государства, которые пытаютс€ доказать свой европейский выбор, наход€сь на форпосте самых бредовых идей. ќни пытаютс€ делать что-то в таком роде, но это не санкции, а так, мелкое пакостничество. » относитьс€ к подобному надо так, как и подобает большой великой культурной державе — со снисходительной иронией.

— ¬ы имеете в виду запрет на въезд некоторых российских музыкантов на фестиваль «Ќова€ волна» в ёрмале?

— Ћатвийские власти испытывают сильный комплекс унтер-офицерской вдовы. »щут способ, как бы самим себ€ наказать. ћы пришли в ёрмалу с хорошими проектами и хорошими деньгами. Ќо теперь есть опасени€, что деньги, звезды и туристы устрем€тс€ в более подход€щее место.

— Ќо проблемы, насколько известно, возникли и с более крупными проектами, например с годом Ѕритании в –оссии?

— ѕроблемы есть у ведущих политиков, которые игнорируют большие культурные меропри€ти€.  стати говор€, так было и до начала украинского кризиса. Ќапример, в рамках программы года Ѕритании, накануне открыти€ ќлимпиады, в —очи был гала-балет с участием британских артистов. Ќа него не приехал ни один из высших чиновников ¬еликобритании. »м, может, неинтересно успешное выступление их соотечественников, ну и ладно. ’от€ приглашали. ј мы с ƒмитрием Ќиколаевичем  озаком приехали, нам очень понравилось.

—  роме того, власти ѕольши отменили российско-польский год культуры?

— ”дивительные люди. –усскую культуру в целом польские власти отменить не хот€т? ј мы любим культуру ѕольши. ѕомню, в детстве пересмотрел немало польских фильмов, до дыр зачитывал —енкевича, с нетерпением ждал новых серий «—тавки больше, чем жизнь», «„етыре танкиста и собака». ј помните — « амо гр€деши», «ќгнем и мечом»?  стати, —енкевича на ”краине за компанию с «ѕоддубным» и Ѕулгаковым еще не запретили?  ак-то там запорожцы показаны, м€гко скажем, не слишком выигрышно — на фоне польского рыцарства…

— » все же перекрестный год культуры отмен€етс€ или нет?

— ћы об€зательно пригласим к нам польские театры, польских музыкантов. ѕоеду на открытие российско-польского фестивал€ кино. Ѕудем поддерживать ««елену √уру».

— ѕоследние мес€цы активно обсуждались «ќсновы государственной культурной политики». ¬ итоге многие считают, что проект, предложенный министерством, в аппаратной борьбе проиграл тексту, разработанному в администрации президента…

— ћы не могли проиграть проекту администрации, потому что никакого соревновани€ не было. ћинистерство, как и многие другие организации, лишь направл€ло свои предложени€ в общий предварительный проект. ¬ большей части они были учтены. Ќикакого «собственного проекта» в ћинкультуры не было и быть не могло.

ƒокумент будет еще обсуждатьс€ в ќЌ‘, √осдуме, общественным советом ћинкульта. Ќа мой личный взгл€д, сейчас верси€ документа очень неплоха.  ое-чего не хватает, постараемс€ дополнить.

«адача современной культурной политики — вырастить в –оссии «поколение победителей».

—охранение культурного наследи€, государственна€ поддержка искусства, единое культурное пространство — все это элементы единой задачи: как оживить ценности нашей культуры, способные объединить страну и духовно развивать каждого человека.  ак их сделать привлекательными, современными и транслировать молодежи.

— » при этом тезис «–осси€ — не ≈вропа» остаетс€ дл€ вас актуальным?

— ¬о-первых, никогда этого не утверждал. ¬о-вторых, чем больше русский любит –оссию, тем ближе дл€ него традиционна€ ≈вропа. ¬спомните ѕушкина: главный европеец в –оссии — это государство.

ѕодлинными европейцами были многие наши императоры, начина€ с «рыцар€ на троне» — Ќикола€ ѕавловича. » сегодн€ во главе –оссии — после векового перерыва — вновь стоит русский европеец.

— „то вы имеете в виду, когда предлагаете начать выращивать «поколение победителей»?

— ќб этом, кажетс€, писал «русский немец» — великий »ван »льин: после крушени€ —оветов будет период страшной анархии, но –осси€ сможет восстать из пепла, если выкует в постсоветском аду новый тип личности. ј какое главное изменение мы видим в –оссии в эпоху ѕутина? “о, что –осси€ начала побеждать. Ќесколько дес€тилетий мы не побеждали — нигде. ѕривыкли к поражени€м, чаще — к унижени€м. ƒаже стал вырабатыватьс€ тип постсоветского человека — аутсайдера. ѕлюс псевдоинтеллигентска€ ересь, что православие — религи€ лузеров. ƒа ничего подобного! ѕравославие призывает человека одерживать победы на каждом шагу, всю жизнь. ’ристианство требует от человека решительной победы над собственными слабост€ми. Ќад эгоизмом, ленью, унынием.

ѕри ѕутине совершилс€ именно этот поворот русской истории: –осси€ начала побеждать свои слабости. ј ведь русскому человеку главное — поверить в свои силы. —прыгнуть с печи, где сиднем — 33 года…

ƒаже враги чувствуют, что ѕутин исполн€ет миссию. Ќе просто вытащил страну из дев€ностых. ќн дал реальный образ будущего, где –осси€ — страна победителей.

— ќ каких именно победах вы говорите?

— ƒл€ великого народа нет ничего более мучительного, чем пам€ть о победах «былых времен» — при отсутствии побед в насто€щем. Ѕез надежды на будущее.

—ейчас со стороны может показатьс€, что –осси€ в XXI веке вошла в фазу какого-то неверо€тного везени€. ”величение рождаемости и снижение смертности, рост личного достатка граждан.

Ќикогда в истории граждане –оссии не жили столь зажиточно — и при том столь свободно. ћир на  авказе. ѕосто€нный рост зарплат военных, учителей, врачей, теперь наконец и работников культуры.

ј триумф в —очи?! ¬спомните поистине невообразимую тройную победу наших лыжников в последней гонке последнего дн€ ќлимпиады.

ј  рым? Ќикто и мечтать не мог.

—  ак вы как министр культуры отнеслись к концерту ћакаревича в украинском —в€тогорске?

— «наете, мне больно об этом говорить. ћое поколение выросло на его песн€х. ¬прочем, никто бы никогда не обратил внимани€ на эти его концерты, если бы не предшествовавшие посто€нные политические за€влени€ музыканта против всего: выборов,  рыма, «Ќовороссии», политики на ”краине. ¬идимо, у народа накопилось…

— ¬ы согласны с предложением лишить его российских госнаград?

— Ќет, не надо. Ћишитьс€ уважени€ бывает стократ хуже, чем госнаград. ѕрезидент награждал ћакаревича-артиста, не политика.

— ¬ какой степени министерству удалось изучить ситуацию с культурными учреждени€ми в  рыму?

— —ейчас там ситуаци€, честно говор€, ужасающа€. „етверть века  иев не вкладывал туда вообще ничего.

–€д учреждений жил на самофинансировании: сколько выручили на услугах, столько и заплатили сотрудникам. Ѕолее того, внебюджетные средства, заработанные ¬оронцовским дворцом, ’ерсонесом и другими крупным музе€ми  рыма, хранились на спецсчете в  иеве. “ак вот, эти деньги киевский режим, коротко говор€, украл. “о есть не только не давали денег, но даже похитили то, что музеи заработали самосто€тельно.

ѕрезидент удел€ет вопросам культуры особое внимание. ќн отдельно встретилс€ с работниками культуры  рыма, выслушал их, после чего дал поручение составить список приоритетов в части возрождени€ крымских объектов культуры. —ейчас отрабатываем и согласовываем этот список с  рымом и —евастополем.

— ћожете уже назвать какие-то приоритеты?

— »з больших проектов, например, строительство концертного зала в —имферополе — сейчас в  рыму нет ни одного современного концертного зала. «Ћасточкино гнездо» нуждаетс€ в серьезных противоаварийных работах.

— ћен€ете ли вы местный менеджмент?

— Ќикого не мен€ем. ¬  рыму нет учреждений культуры федерального подчинени€. Ќо зарплаты работников музеев и библиотек там об€зательно вырастут. » мы будем оказывать крымской культуре системную помощь.

“акова исстари внутренн€€ природа –оссии: щедро вкладыватьс€ и помогать тем «”крјинам/окрјинам», кто попросил помощи и защиты.

¬ отличие от других, наша огромна€ страна прирастала земл€ми не железом, не на крови уничтоженных аборигенов. ¬ большинстве случаев народы вливались в –оссию, вспомните историю, мирно, а многие еще годами упрашивали, чтобы их прин€ли под царскую руку. √рузины. ”краинцы.

» в этом многонациональном и многоконфессиональном мирном единении был залог прочности российского государства.

«амечу, что жизнеспособность нашей державы, котора€ ни разу за последние шесть веков, со времен преподобного —ерги€ –адонежского, не утратила своего суверенитета, совершенно уникальна.

 акие еще государства на планете вы можете привести в пример шестивекового непрерывного суверенного развити€? Ѕез протекторатов, поглощений и безоговорочных капитул€ций? Ѕритани€? “ак… ћожет, еще Ўвеци€… ѕохоже. “аиланд? Ќадо бы покопатьс€ в истории… ѕальцев одной руки хватит перечислить. » — мы. ÷арство ћосковское — –оссийска€ ——оветска€ импери€ — –оссийска€ ‘едераци€.

— ј как выгл€дит в  рыму ситуаци€ с туризмом?

— —читалось, что ежегодно в  рым приезжало 6†млн туристов. Ќо крымчане над этой цифрой смеютс€, говор€т, завышена чуть не вдвое, на самом деле никто никогда никого не считал.

Ѕольшую часть составл€ли либо неорганизованные, либо социальные туристы с ”краины, которые ехали за счет украинских фондов соцстраховани€. ¬ первом случае это «∆игули»-бел€ши-частный сектор, во втором — наполнение недорогих пансионатов.

“урист из –оссии совершенно другой. “ратит деньги другого пор€дка. ≈сли останавливаетс€ в гостинице, требует другого уровн€ комфорта. ќн уже избалован “урцией, не говор€ о —очи, и готов платить за сервис.

я уверен, что туринфраструктура  рыма в течение ближайших нескольких лет серьезно модернизируетс€, подниметс€, иначе у нее просто нет шансов. ¬ этом году в  рыму уже где-то 2,5†млн приездов, по итогам года мы превысим цифру в 3†млн. ѕри этом российских туристов в этом году стало в два раза больше.

— Ќасколько министерство участвует в разрешении кризиса, св€занного с участившимис€ банкротствами российских турфирм?

— Ќадеюсь, всем пон€тно, что персонально страховать туристов и отвечать за их выбор и риски — не государственна€ задача. Ёто бизнес, здесь работают законы свободного рынка. “уристический рынок перегрет, цены демпинговые — и коллапсы закономерны.

Ќо у нас социальное государство, поэтому мы вытаскиваем из-за границы застр€вших там туристов, –остуризм координирует работу ‘онда турпомощи. Ѕудем совершенствовать законодательство и далее.

— —мена руководства –остуризма была св€зана с кризисом?

— Ќаоборот, назначенного буквально накануне временно исполн€ющего об€занности руководител€ агентства подбирали именно дл€ того, чтобы больше продвигать внутренний и въездной туризм, привлекать в отрасль инвестиции. ќднако ему пришлось в пожарном режиме заниматьс€ кризисом, св€занным с выездом.

— ¬ последнее врем€ два российских фильма получили призы на крупных международных кинофестивал€х — «Ћевиафан» јндре€ «в€гинцева и «Ѕелые ночи почтальона јлексе€ “р€пицына» јндре€  ончаловского. ‘ормально у обоих из них согласно недавно прин€тому √осдумой закону должны возникнуть проблемы с прокатом из-за наличи€ нецензурной лексики. Ќе нуждаетс€ ли прин€тый закон в коррекции?

— ƒавайте посмотрим, как этот закон будет работать — по сути, еще ни один фильм из-за него не порезали. «Ћевиафан», впрочем, будет перемонтирован, какие-то реплики оттуда уберут. ј вообще вопрос сложный. ¬от в фильме  ончаловского действительно у героев местами речь не дл€ печати, но это непрофессиональные актеры, их слова — органична€ часть фильма, все говор€т очень…образно. — другой стороны, дет€м это было бы смотреть все же нездорово. Ќужно находить какую-то разумную грань, как это делаетс€ во всем мире.

— Ќо во всем мире дл€ этого существуют просто разные возрастные категории фильмов…

—   сожалению, возрастной ценз не гарантирует ограничени€ допуска в кинотеатр. я помню времена, когда нас, еще детей, в кино не пускала зла€ билетерша.

—ейчас, конечно, никто контролировать допуск в зал не будет. ѕритом часто автор, когда ему нечего сказать, начинает использовать нецензурщину дл€ дешевого эпатажа.

— Ќедавно депутат √осдумы от  ѕ–‘ ¬адим —оловьев направил на ваше им€ обращение, в котором просит возродить худсоветы на телевидении. „то вы думаете о такой инициативе?

—  о всему, что способно фильтровать творческий продукт до момента его выхода, отношусь крайне отрицательно. ѕо сути, это возвращение цензуры. «а творческий продукт отвечает руководитель учреждени€ — директор или худрук театра, руководитель телеканала. ≈сли это изменить, добавить какие-то непон€тные согласовательные органы — только ответственность размоетс€. Ћогики € здесь не вижу.

¬ некоторых европейских странах, правда, существуют специальные общественные организации, которые принимают жалобы, и при нарастании какой-то критической массы либо каких-то слишком очевидных фактах имеют право направить по факту (!) уведомление о нарушении морально-этических норм. ≈сли уведомление игнорируетс€, возможна судебна€ процедура вплоть до ограничени€ вещани€.

“ак гражданское общество пытаетс€ в услови€х отсутстви€ цензуры следить за моралью.

— “о есть вы — против цензуры?

— ÷ензура ушла в историю, она принадлежит прошлому. Ёто слово € воспринимаю именно как историческое пон€тие. Ќо, говор€ образно, у каждого человека должен быть свой цензор. ¬нутри, в душе. Ќельз€ давать доступ в свой внутренний мир мусору, разлагающему душу.

«наете, кто долгое врем€ был главным цензором всей иностранной литературы, поступавшей в –оссию? ‘едор “ютчев.  стати, запретил переводить на русский «ћанифест коммунистической партии». Ётот сверхобразованный интеллектуал был паладином классических ценностей христианской ≈вропы.

Ѕоюсь, в современном мире мы в духовном и культурном плане тоже становимс€ более традиционалистами-европейцами, чем сами граждане ≈вросоюза, значительна€ часть которых убеждена, что –афаэль — это одна из черепашек-ниндз€.

я убежден: беснование наших противников усиливаетс€ именно потому, что сегодн€ –осси€ морально сильнее. ћы везем гуманитарную помощь — параноикам видитс€ военный конвой. ≈сли вместе с детским питанием и лекарствами мы повезем в ƒонецк  убанский казачий хор и «Ѕурановских бабушек» — они скажут, что это замаскированный русский спецназ дл€ наступлени€ на Ћьвов.

— “ем не менее ћинкульт неоднократно и, на мой взгл€д, обоснованно критиковали за попытки запретить фильмы или спектакли.

— ¬о-первых, ћинкультуры не имеет ни времени, ни права, ни желани€ что-либо запрещать — спектакли, выставки, фильмы и так далее. ћы можем лишь отказать в государственной поддержке. Ќе более.

¬о-вторых, если ты министр культуры, то об€зан защитить не только свободу граждан, которые занимаютс€ творчеством. Ќо и свободу тех налогоплательщиков, которые требуют, чтобы культура развивала их детей, а не развращала.

ћы не имеем права вываливать на росси€н фотовыставки анусов или перформансы голых «художниц», рожающих €йца с краской (как случаетс€ в современной ≈вропе). ƒа и прочие псевдокультурные продукты, эстетизирующие извращени€, наркоманию, суицид…

 огда промышленное предпри€тие загр€зн€ет среду, нужны эксперты-экологи. ¬ нашем случае не обойтись без культурологов, психологов, педагогов, историков.

— Ќо ведь и раньше при ћинкультуры были экспертные советы!

— Ѕыли, да засто€лись. Ёксперты сдружились меж собой, а также с чиновниками, привыкли голосовать единогласно. ¬ этом году мы обновили состав министерских экспертных советов по театру и современному искусству. Ќо € бы, честно говор€, добавил в каждый совет еще по паре многодетных матерей.

ѕосмотрим.

— ¬аше назначение на пост министра культуры в 2012 году многими критиковалось, премьеру ћедведеву тогда даже пришлось вас защищать в эфире «ѕервого канала».  ак вам кажетс€, получаетс€ ли оправдывать св€занные с вами надежды?

— —транный вопрос. я их об€зан оправдать. ѕремьер ставит стратегические задачи, делегирует полномочи€, а проработку деталей довер€ет своим министрам. ѕосле чего, правда, спрашивает по полной. “ак что переложить ответственность на кого-то невозможно.

— ћногие говор€т о том, что вы находитесь в профессиональном конфликте с советником президента по культуре ¬ладимиром “олстым. “ак ли это?

— ¬ладимир »льич — насто€щий русский интеллигент, тонко чувствующий чужую боль, готовый вникать в самые мелкие, на первый взгл€д, проблемы культуры. ¬сегда стремитс€ помочь. » € благодарен ему за эту непростую миссию.

—  то-то из вас в глазах президента добрый следователь, а кто-то — злой?

— «абавное сравнение.   сожалению, в сфере культуры иногда приходитс€ распутывать такие застарелые проблемы, что не каждому следователю под силу.

— –абота ћинистерства культуры под вашим руководством активно критикуетс€.  акие жалобы поступают чаще всего?

— Ѕольше всего жалуютс€ на то, что мы до сих пор не запретили «ƒом-2». —мешно, но это правда.

ѕон€тно, что телевидение — это по ведомству ћинсв€зи, а не нашему. Ќо, кстати, мы в рамках наших полномочий начали поддерживать хорошие телефильмы, докудрамы, телесериалы (из уже идущих — «ѕерва€ мирова€», «Ѕесы», «–омановы», «ћолодежка»), те, которые знаком€т с историей –оссии, классикой, продвигают семейные ценности, формируют характер.

√отовим большую литературную премию. ѕричем лауреат в качестве одного из призов будет автоматически получать заказ на написание сценари€ дл€ кинофильма. » ћинкульт возьметс€ этот фильм финансировать.

— ≈сть материальные результаты проход€щего сейчас года культуры?

— √од культуры был ориентирован прежде всего на то, чтобы дать импульс культуре в российских регионах. ¬ы посмотрите: повсюду серьезно за 2013–2014 годы — по статистике, почти вдвое — выросли зарплаты работников культуры. «апущено множество новых проектов.  аждую неделю в стране открываютс€ новые объекты: музыкальные школы, театры, филармонии, музеи!.. –егиональные власти почувствовали значимость культуры как отрасли, и это, пожалуй, главный результат года культуры.

»сточник