ƒоживем ли до взаимного раска€ни€?

12.02.2014 1384 јвтор: ёрий Ѕондаренко »сточник: Ћитературна€ –осси€

»так, благодар€ гласно≠сти перестал быть «белым п€тном» и катынский вопрос. Ќаконец-то официаль≠но признано, что польские офицеры пали жертвой Ќ ¬ƒ и, шире, тогдашнего советского руководства. ќд≠нако признать — это еще пол≠дела. Ќеобходимо ответить и на вопрос: « ак до этого могло дойти?».

¬Ќј„јЋ≈ в «Ћитературной газете» (є16, 1990), а затем и в «“рибуне роботничей» (4.05.90) € прочитал статью Ћеонида ѕочивалова «ѕепел  атыни», в которой он без≠апелл€ционно утверждает: «”бежден, что каждый из нас, живущих в этой стране, несет ответственность за сталинщину. ћы —талина прин€ли, мы его терпели, мы ему поклон€лись и покор€лись, отдавали себ€ и других на заклание. ћы народ. ѕоэто≠му каждому из нас надо испить горькую чашу пока€ни€».

«вучит красиво, а согласитьс€ не могу. ¬едь одни из лагерей — не только сталин≠ских, но и хрущевско-брежневско-андроповских — вышли только три года назад (как, например, писатель Ћеонид Ѕоро≠дин), а другие сорок лет назад витийствовали на газетных страницах — ждали ука≠зани€ «стать правдивыми и смелыми». ј теперь — «каждый несет ответствен≠ность».  аждый ли? ƒавайте отделим зер≠на от плевел, а то у нас давно повелось: «каждый», «в среднем по стране», «все, †как один», «весь советский народ», «кол≠лектив», «колхоз»...

Ќе могу согласитьс€ и с обилием ссы≠лок на пресловутую «сталинщину». ”беж≠ден, что стремитьс€ вывести наши беды только и единственно из —талина и его ближайшего окружени€ по менышей мере несерьезно. “ем более сегодн€, когда дошли до нас миллионными тиражами «„евенгур» и « отлован» јндре€ ѕлато≠нова, «ќка€нные дни» »вана Ѕунина, кни≠ги ќлега ¬олкова, јлександра —олжени≠цына, ћихаила Ѕулгакова. «наем мы те≠перь и то, что первые концлагер€ по€ви≠лись вскоре после 1917 года, когда о бу≠дущем «вожде народов» знал лишь «тон≠чайший слой революционеров». я не со≠бираюсь защищать палача многих наро≠дов, прежде всего русского, —талина (ƒжугашвили), но нельз€ все сводить к нему да обвин€ть огульно весь народ. Ёто стремление скрыть правду.

“еперь давайте вернемс€ к погибшим польским офицерам и задумаемс€: а кем, собственно, они были дл€ советских пра≠вителей образца 1940 года? ƒл€ страны, гимном которой в то врем€ был «»нтер≠национал»?  онечно же, прежде всего верными стражами «старого буржуазного общества». ѕоэтому и поступили с ними в полном соответствии с пр€мыми указани€≠ми  арла ћаркса и ‘ридриха Ёнгельса (по которым жила тогда вс€ страна): «—ущест≠вует лишь одно средство сократить, упро≠стить и сконцентрировать кровожадную агонию старого общества и кровавые муки родов нового общества, только одно средство — революционный терроризм» ( . ћаркс и ‘. Ёнгельс. —оч. (на русск. €з.). 2-е изд., т. 5, стр. 494). ¬от и произо≠шло «упрощение агонии старого общест≠ва». ѕодобные «упрощени€» обошлись нашему ќтечеству в сто дес€ть миллионов жизней (см. «јргументы и факты», N 13,1990). Ѕудем наде€тьс€, что «помощь» јфганистану была последней в серии «уп≠рощений», в которую, увы, мы были вт€≠нуты. ј ведь еще в 1871 году великий ƒо≠стоевский предупреждал, что социальное переустройство общества обойдетс€ –ос≠сии в сто миллионов человек... Ќе послу≠шали, как не послушали и авторов «¬ех» уже в XX веке.

ћы об€заны пон€ть причины трагедии до конца, избега€ легких решений, напри≠мер, списыва€ все на русских. Ќи один народ не осталс€ в белых одеждах. —тоит ли пол€кам уж так жаловатьс€ на Ќ ¬ƒ, если ѕольша сама помогала утвердитьс€ большевикам у власти.  ак говоритс€, за что боролись.., “ак, в 1919 году ѕилсудский вел тайные переговоры с большеви≠ками через ћархлевского (оба были со≠циалистами), гарантировал им свое не≠вмешательство и тем самым позволил сн€ть крупные красные силы с белорусского направлени€ и перебросить их на ор≠ловское. ¬есной 1920 года ѕольша, пе≠реждав разгром всех главных белых сил, чтобы не быть с ними в об€зывающем союзе, нападает на —оветскую –оссию и грабит ее в самый трудный дл€ нее мо≠мент. ќднако в августе 1920 года, при на≠чавшемс€ крупном наступлении барона ¬рангел€, ѕольша оп€ть вступает в мир≠ные переговоры с большевиками (и берет с —оветов контрибуцию).

≈ще пример. Ќи дл€ кого не секрет, что «славные органы» создавались в основном пол€ками (ƒзержинский, ћенжинский и т. д.) и «выходцами из ѕольши» (еврей ягода из Ћодзи и т. д.). » никто ни в чем не каетс€...

ƒальше. „то ни день, по польскому те≠левидению показываетс€, в каком плохом состо€нии находитс€ значительна€ часть костелов в ———–: вот, мол, до какого сто€ни€ русские довели польскую культу≠ру. Ќо гибли не только костелы, но и церк≠ви, и мечети, и кирхи, — такова была по≠литика режима. Ќо почему же в ѕольше замалчиваетс€ факт разрушени€ православ≠ных св€тынь в довоенное врем€? “олько в 1937 году было уничтожено свыше ста (!) церквей. ј может, польские власти сотрудничали с Ќ ¬ƒ в те страшные го≠ды в деле искоренени€ ѕравослави€?

—писок взаимных обид можно долго продолжать, но надо над всем этим под≠н€тьс€. Ќам необходимо взаимное раска€≠ние, к которому призывает из американ≠ского ¬ермонта јлександр —олженицын. Ёто тем более необходимо потому, что продолжаетс€ надругательство над па≠м€тью советских солдат и офицеров, по≠гибших на польской земле. ¬след за осквернением пам€тника јрмии-освободи≠тельницы в  атовице †произошел снос па≠м€тника в „енстохове. Ўестьсот тыс€ч со≠ветских воинов, похороненных в ѕольше, убивают вновь, спуст€ сорок п€ть лет после войны...

¬ белый день стальными тросами опутывают нашу ѕам€ть, чтобы не знали люди, кто спас  раков, кто освобождал ќсвен≠цим, кто остановил коричневую чуму... » никто не каетс€. ј жаль.

ёрий ЅќЌƒј–≈Ќ ќ

■ ј“ќ¬»÷≈

P. S. —тать€ писалась по заказу поль≠ской «“рибуны роботничей». ”вы, глав≠ный редактор газеты отказалс€ ее печа≠тать, не жела€, видимо, выносить эти воп≠росы на гласное обсуждение.

1990 год, «Ћитературна€ –осси€»