–осси€ и ѕольша: скованные одним праздником

01.11.2013 1789 јвтор: ¬алерий ћастеров »сточник: Ђћосковские новостиї, 03.11.2005

Ќа фото: ѕам€тник ѕатриарху √ермогену в ћоскве (јлександровский сад)


≈сли более половины росси€н, согласно опросам ЂЋевада-÷ентраї, до сих пор не удерживают в сознании название нового государственного праздника 4 но€бр€ и св€занных с этой датой достоверных исторических событий, то в ѕольше, после утверждени€ √осдумой в календаре красного ƒн€ народного единства, вопроса Ђ— чего это вдруг?ї даже не возникло. ќбщественное мнение вступившей год назад в ≈вросоюз страны на фоне нат€нутых российско-польских отношений последних лет было готово к тому, чтобы увидеть в этом Ђвыпад  ремл€ против пол€ковї. ќтмщение одним махом: за перманентные исторические претензии, вступление в Ќј“ќ, активное участие в Ђоранжевой революцииї на ”краине.

¬ ¬аршаве понимают, что нова€ –осси€ постепенно избавл€етс€ если не от советской, то от коммунистической символики. ѕоэтому отказ от всеобщего праздновани€ очередной годовщины социалистической революции, котора€ уже вошла в сознание как ќкт€брьский переворот, воспринимаетс€ здесь как вполне логичный шаг. Ќо почему это должно становитьс€ еще одним €блоком раздора в отношени€х –оссии и ѕольши? »збранный недавно президентом ѕольши Ћех  ачиньский, которому далеко не чужды исторические реминисценции, на практике (достаточно вспомнить его ангажированность на посту мэра польской столицы в увековечивание пам€ти о ¬аршавском восстании 1944 года и одобрение названи€ одной из площадей ¬аршавы именем ƒжохара ƒудаева), размышл€ет на этот счет в том же ключе. Ќу почему ћосква за главный праздник страны, объединивший бы не в меньшей степени все население, не выбрала победу над Ќаполеоном в 1812 году или на  уликовом поле в 1380? ѕочему именно Ђпобеда над пол€ками в 1612 годуї так пришлась кстати?

Ќаверное, мы и сами поймем в ближайшие дни больше. “елеканалы достали с полки не только фильм ѕудовкина и ƒоллера Ђћинин и ѕожарскийї, сн€тый в 1939 году, но и подготовили несколько документальных премьер, вроде таких как Ђ–усский набатї или Ђ онец —мутного времениї. ћожет быть, в будущем не будет расхождений в названии самого исторического событи€ почти четырехвековой давности. —ейчас ведь даже в серьезных стать€х и выступлени€х встречаютс€ разночтени€: Ђƒень освобождени€ от польско-литовских интервентовї, Ђќчищение столицы от засевших в ней католиковї, Ђ»згнание пол€ков из ћосквыї...

ќчевидно, ради того, чтобы сн€ть налет враждебности к некогда братскому народу, председатель комитета √осдумы по труду и социальной политике јндрей »саев по€снил на предпраздничной пресс-конференции, что 4 но€бр€ - это не праздник победы над пол€ками, а праздник победы над интернациональными террористами. ¬едь в 1612 году ѕольши в том виде, по словам депутата, как мы сегодн€ ее понимаем, не существовало. Ђѕоэтому и говорить, что тогда мы воевали против ѕольши, нельз€ї, - за€вил г-н »саев.

» добавил. Ђ–ечь шла о выбивании из  ремл€ так называемого отребь€. Ёто была интернациональна€ террористическа€ команда. “ак что и война велась с отребьемї. ¬от так-то.

ћежду прочим, современные пол€ки и без нас знают историю.  ак и то, что их соотечественников Ђвыпроваживалиї из ћосквы в три захода, а окончательна€ капитул€ци€ состо€лась 7 но€бр€ 1612 года. ј 4 но€бр€ установилось церковное почитание образа  азанской Ѕожьей ћатери, чь€ чудотворна€ икона, по св€той вере ополченцев ћинина и ѕожарского, и помогла отсто€ть православие. “ак что же это за праздник? √осударственный или церковный?