»сторический парадокс: ѕольша предала забвению пам€ть своих героев и забыла о ƒне ѕобеды

12.05.2013 1026 јвтор: јлександр Ўторм »сточник: »ј REGNUM

—егодн€, 9 ма€, в этот праздничный день, прогулива€сь по улицам польских городов, никому не удастс€ обнаружить каких-либо признаков торжеств, св€занных с празднованием ƒн€ ѕобеды. ќфициальна€ ¬аршава и сонм "политкорректных" —ћ» последние двадцать лет стремились к искоренению этой даты из общественного сознани€. ƒл€ страны, котора€ в последней ћировой войне понесла рекордные по отношению к числу ее тогдашнего населени€ людские потери, и котора€ рекордно долго, почти шесть лет, находилась под зверской гитлеровской оккупацией - это, по крайней мере, странно. ¬ свою очередь, совершенно не странно то, что мысл€щие пол€ки понимают значение этого дн€ в судьбах своего народа и, по-прежнему, считают его своим праздником. “ем не менее, к величайшему сожалению, в современной ѕольше и в польском информационном пространстве ƒень ѕобеды - это событие далеко не первостепенной важности.

†††††ƒень ѕобеды - уже не 9 ма€

†††††¬ последние годы в ѕольше продолжаетс€ сознательно проводимый процесс предани€ "забвению" страниц истории, св€занных с ѕобедой над фашистской √ерманией, главную роль в которой сыграл —оветский —оюз. ѕолитики всех мастей, независимо от симпатий и антипатий, оказыва€сь у власти, последовательно игнорировали эту дату.

†††††ѕроцесс "забвени€" началс€ в начале 90-х годов, когда, стара€сь подчеркнуть свою "прозападность" и отход от традиций "восточного соседа", польские власти перенесли празднование ƒн€ ѕобеды с "восточного" 9 ма€ на "западное" 8 ма€. “ем более, что сделать это было не трудно: дл€ этого не требовалось прин€ти€ какого-либо специального официального акта, поскольку этот день в ѕольше никогда не был выходным. ѕоэтому речь шла исключительно о пересмотре неписаной, но св€той традиции.

†††††ѕраздник-невидимка

†††††"«абвение" ƒн€ ѕобеды привело к тому, что в ѕольше сегодн€ он практически не заметен. Ќе заметить его на улицах: исчезли многочисленные бело-красные польские флаги, которыми еще буквально несколько дней назад были украшены улицы польских городов и деревень и которые вывешиваютс€ во врем€ так называемого длинного уик-энда 1-3 ма€ (ѕервомай в ѕольше соедин€етс€ с 3 ма€ - ƒнем  онституции).

†††††Ќе заметить праздничной даты и в ведущих средствах массовой информации ѕольши. “елевизионные станции, которые, несомненно, оказывают самое большое вли€ние на формирование общественного мнени€, независимо от того, общественные или коммерческие - в своих вчерашних главных информационных выпусках о ƒне ѕобеды не обмолвились ни единым словом.

†††††»нтересной задачей дл€ центров исследовани€ общественного мнени€ было бы изучение, насколько молодые люди вообще осведомлены о ƒне ѕобеды. ќднако и без глубоких научных исследований можно держать пари: абсолютное большинство молодежи в возрасте 15-25 лет в принципе не знает ничего о ƒне ѕобеды.

†††††"—пасибо деду за ѕобеду!" - дл€ пол€ков странно?

†††††ќ ƒне ѕобеды польский зритель слышит 9 ма€ - как о торжествах в –оссии. ќбычно такие сообщени€ из ћосквы стро€тс€ по принципу - "вот так они там празднуют", с ноткой определенной экзотики. »сключение составл€л ƒень ѕобеды 2010 года, когда пол€ки по случаю 65-й годовщины ѕобеды получили приглашение на военный парад и маршировали по  расной ѕлощади не только вместе с представител€ми армий бывших —оветских республик, но и с союзниками по антигитлеровской коалиции - —Ўј, ¬еликобритании и ‘ранции.

†††††“огда вдруг оказалось, что праздник ѕобеды - это также польский праздник, праздник также польской ѕобеды. ќднако этот приток энтузиазма имел одноразовый характер, польские власти оценивали это приглашение на парад как дружеский шаг –оссии по отношению к ѕольше после —моленской катастрофы 10 апрел€ 2010 года, в которой погиб президент ѕольши Ћех  ачиньский и сопровождавшие его 95 человек. ѕоэтому официальное холодное отношение ¬аршавы ко ƒню ѕобеды быстро вернулось к современной "норме".

†††††—овсем неудивительно, что когда накануне, 8 ма€, московский посто€нный корреспондент польского радио рассказывал в эфире о размахе подготовки к торжествам в столице –оссии, журналисты, находившиес€ в студии, реагировали на услышанное с недоумением. –асспрашивали московского собеседника о том, насколько эти приподн€тые настроени€ простых русских людей искренни и не скрываетс€ ли за ними кака€-либо форма давлени€ со стороны властей или элемент политической конъюнктуры. ќсобенно удивил их фрагмент сообщени€ из ћосквы о том, что российска€ молодежь по собственной инициативе и за собственные деньги покупает гвоздики и вручает их ветеранам с поцелуем и словами "—пасибо деду за ѕобеду!"

†††††ѕольский ƒень ѕобеды в ѕариже

†††††ѕравда, в этом году президент ѕольши Ѕронислав  оморовский праздновал ƒень ѕобеды, но это празднование имело вынужденный характер. Ќаходитс€ сейчас он во ‘ранции с официальным визитом, и вместе с французским президентом под “риумфальной јркой в ѕариже возложил венки на ћогиле Ќеизвестного —олдата.

†††††ƒональд “уск, в соответствии с информацией канцел€рии премьер-министра, 8 ма€ вручил награды молодым ученым. ќ его участии в каких-либо торжествах, св€занных с ƒнем ѕобеды, на официальном сайте - ни слова.

†††††Ќа официальном интернет-сайте мэрии польской столицы в рубрике "¬аршава помнит" находитс€, например, обширна€ информаци€ об апрельских торжествах, посв€щенных 70-ой годовщине восстани€ в варшавском еврейском гетто во врем€ гитлеровской оккупации и многочисленных св€занных с ней меропри€ти€х, в том числе проводимых под почетным патронатом президента Ѕронислава  оморовского. ќднако о ƒне ѕобеды - ни слова.

†††††ѕобеда или нова€ оккупаци€?

†††††"ƒл€ пол€ков 8 ма€ не означало конца тоталитаризма. ¬месте с окончанием войны, началась экономическа€ и политическа€ оккупаци€ ѕольши —оветским —оюзом. ќдна оккупаци€ сменила другую, поэтому с точки зрени€ народа изменение наступило, но не было это изменение качественным", - так накануне ƒн€ ѕобеды, 8 ма€, высказалс€ в эфире польского информационного –адио-агентства политолог из »нститута политических наук ¬аршавского университета яцек «алесьный.

†††††“акие тезисы в современной ѕольше отнюдь не €вл€ютс€ какой-то экзотикой, произнос€т их не экстремисты или неграмотные школьники, скорее, они станов€тс€ все более попул€рными и в политических кругах оцениваютс€ как высказывани€ "в хорошем тоне". ѕо крайней мере, именно так представл€етс€ ситуаци€ с экранов телевизоров и страниц ведущей периодической печати.

††††† онечно, многие пол€ки имеют собственное мнение насчет этой пропаганды и собственное видение истории, которое они отнюдь не скрывают. Ќапример, остро, горько и в то же врем€ точно прокомментировал высказывание упом€нутого политолога один из участников »нтернет-дискуссии: "—коро эти гады из правительства и "оппозиции" внушат нам, что ———– разбил поддерживающие ѕольшу немецкие войска и разрушил благососто€ние в √енеральной губернии (название части ѕольши под гитлеровской оккупацией, котора€ не была присоединена к –ейху - ј.Ў.)".

†††††«начительно смелее к празднованию ƒн€ ѕобеды подход€т местные власти в провинци€х, хот€ их меропри€ти€ в общенациональном масштабе не имеют существенного резонанса. Ёльблонг, город неподалеку от границы с  алининградской областью, реализует двухдневную программу торжеств, в рамках которых 8 ма€ цветы и венки возложены на могилах союзников и советских солдат, а 9 ма€ посв€щено празднованию 68-й годовщины освобождени€ концлагер€ Ўтуттхоф-подлагер€ Ёльблонг.

†††††–екордные потери

†††††—ледует напомнить, что во ¬торой ћировой войне погибло более 6 миллионов пол€ков, в том числе гитлеровцы обратили в пепел в своих концлагер€х три миллиона польских граждан еврейского происхождени€. “аким образом, в военном кошмаре погибла более чем одна п€та€ часть всего тогдашнего населени€ ѕольши - это печальный мировой рекорд потерь по отношению к общему населению страны.

†††††ѕольские подразделени€ сражались на всех главных театрах военных действий в ≈вропе и јфрике, а в стране - несмотр€ на зверства фашистов - на прот€жении всех лет гитлеровской оккупации в подполье действовали структуры польского государства и многочисленные антифашистские вооруженные формировани€.

†††††Ќесмотр€ на смертную казнь, котора€ грозила всей семье, помогающей евре€м, пол€ки составл€ют 26% тех, кому за спасение евреев присвоено звание —праведливый —реди Ќародов ћира (6394 человека, в том числе 704 человека - посмертно).

†††††јлександр Ўторм - специально дл€ »ј REGNUM из ¬аршавы

ќпубликовано 11:39 09.05.2013
ƒокумент: http://www.regnum.ru/news/1657112.html