ќтшельников т€нет в открытое море

29.01.2013 1703 јвтор: ¬алерий ћастеров »сточник: "Ёхо планеты" (48/2012)

 шиштоф Ѕарановский родилс€ 26 июн€ 1938 года во Ћьвове. ѕутешественник, €хтсмен, журналист, педагог. ѕервый пол€к, который дважды в одиночном плавании обогнул земной шар на €хтах Polonez (1972—1973) и Lady B (1999—2000). ѕервый капитан парусника Pogoria, который стал учебным судном основанной им «Ўколы под паруса ми» дл€ подростков. јвтор многих книг и документальных фильмов о парусном спорте и морских путешестви€х. ¬ но€бре 2012 года Pogoria завершила рейс, в котором среди тридцати польских мальчишек и девчонок ходили вокруг ≈вропы и обучались морскому делу двое российских подростков — “ать€на Ўиховцова и ≈лисей  осарев, юные волонтЄры, принимавшие участие в ликвидации последствий наводнени€ в  раснодарском крае.

«наменитый польский мореплаватель  шиштоф Ѕарановский, два раза в одиночном плавании обо гнувший земной шар, объ€вил в ¬аршаве о новом проекте основанной им польско российской «Ўколы под парусами». ¬ 2013 году 32 подростка, по 16 мальчишек и девчонок с польской и российской стороны, отправ€тс€ в многомес€чное плавание вокруг ≈вропы. —тартует парусник из √даньска, а завершить рейс должен в —очи, столице зимних ќлимпийских игр. ќ том, чему учит юных путешественников суровое море,  шиштоф Ѕарановский рассказал в интервью «Ёхо».

¬ы долго плавали в одиночестве, даже называли себ€ отшельником, и вдруг «Ўкола под парусами». ќткуда вз€лась эта иде€?

— ¬о врем€ одиночного плавани€ мен€ год не было дома. ћои дети подрастали. ј € не мог им уделить внимани€. ѕодумал, что это неправильно. » в следующий рейс на целый год забрал с собой жену и двоих детей. ј чтобы дочь и сын не потер€ли год учЄбы, мы организовали школу на борту €хты. √уманитарные предметы помогала осваивать жена, а точные науки вз€л на себ€ €. ћучились с этим, не скрою. Ќо оказалось, что дети всЄ восприн€ли как надо и год не потер€ли. ƒаже, скажу вам, уровень приобретЄнных ими знаний оказалс€ выше, чем у некоторых их одноклассников, оставшихс€ на суше. ѕо скольку € уже зав€зывал с одиночным плаванием, пришла иде€ дать что-то и другим дет€м. » вы знаете, иде€ оказалась плодотворной с точки зрени€ формировани€ подростков. ћоре великолепно воспитывает, а если ещЄ и хорошие учител€, то така€ школа вполне может функционировать.

” вас был учительский опыт?

— ћы с женой педагоги-любители. ¬ молодости, занима€сь парусным и лыжным спортом, € уже был инструктором. “ак что была готовность к тому, чтобы вести уроки и учить.   тому же € журналист, поэтому передача известий, новостей и знаний была дл€ мен€ естественной.

„тобы стать участником вашей школы, надо пройти сито жЄсткого от бора. Ќа что вы обращаете внимание?

— ѕрежде всего на физические кондиции, от них во многом зависит безопасность хождени€ под парусом. –еб€та должны хорошо бегать, плавать.  онечно же, мы хотим выбрать детей умных и дл€ этого проводим различные учебные тесты. ≈щЄ в самой первой своей «Ўколе под парусами» € поставил условие, которое остаЄтс€ незыблемым: участие в волонтЄрском движении. Ќадо с детства привыкать помогать другим люд€м.  то-то ощущает недостаток в общении, а кому-то нужна физическа€ помощь. ¬едь помочь печь затопить или убратьс€ в жилище — уже поддержка дл€ немощного или больного человека. я не устаю повтор€ть, что мо€ «Ўкола под парусами» создана дл€ тех, кто готов прот€нуть другим руку помощи, кто хочет выйти за рамки эгоизма и выплыть на широкие воды — почувствовать вкус т€жЄлой работы и плечо товарища на борту €хты в безбрежном море.

Ќо вот экипаж набран, €хта в от крытом море. —лучаетс€, что, почувствовав т€жесть работы первых дней, кто-то из уже отобранных захотел покинуть борт? — “акое бывает. ќдна девушка, спортсменка-волейболистка, после двух не дель плавани€ призналась, что паруса, канаты, тросы и вахты это не еЄ дело и она хочет вернутьс€ в волейбол. ќдно временно один парень сказал, что очень тоскует по родител€м, ему их недостаЄт, его мы тоже отправили на берег. Ќо это единичные исключени€: больше никто на моей пам€ти не хотел возвращатьс€. ƒругое дело, что мы сами порой отправл€ем кого-то домой, если замечаем, что он не вписываетс€ в команду, не находит контакта с остальными. Ќу и, конечно, если вдруг затесалс€ хулиган, если кто-то курит, пьЄт водку, того высаживаем в ближайшем порту, и он уже добираетс€ домой за счЄт родителей. » такое тоже было: одного как-то от правили за пь€нство, другого за наркотики, причЄм не за употребление, а за то, что купил их где-то на  арибах и попыталс€ пронести на борт. Ќо эти правила касаютс€ всего экипажа, и взрослых в ещЄ большей степени. Ќапример, с только что закончившегос€ рейса одного гул€ку, помощника офицера, отправили домой без промедлени€ с причала в Ѕарселоне. ћой опыт показывает: в дли тельном рейсе больше хлопот как раз со взрослыми.  ак бы мы ни провер€ли людей, порой оказываетс€, что взрослый — плохой учитель, скверный человек или некомпетентный специалист. ј самое плохое — если пьЄт. » тут уже ему ничто и никто не поможет, «волчий билет» в обратную сторону обеспечен.

ќт родителей слышал, что они довер€ют своих детей капитану Ѕарановскому, потому что он хороший воспитатель. ј вы публично называете себ€ деспотом и говорите, что воспитывает море.  то же прав?

— ѕравда такова: чтобы € ни говорил — это ничто по сравнению с тем, что реб€та сами увид€т и почувствуют в море. ѕерва€ качка, морска€ болезнь. ≈сли они через это не пройдут, так и не будут знать, в чЄм соль морского дела. ј морскую болезнь каждый переживает лично, это непри€тное чувство. Ќо если справишьс€ с ней в течение трЄх-четырЄх дней, совсем ина€ жизнь начинаетс€. “огда им легче уже что-то внушить. » когда € что-то начинаю рассказывать и показывать, то за мной стоит уже не только авторитет капитана, но и авторитет мор€, которое испытало их. » они понимают, что капитана ещЄ можно про игнорировать, а вот стихию уже нет.

»менно поэтому вы повтор€ете, что хождение под парусом — это уважение к природе?

— ƒа, в этом подлинна€ экологи€. я человек неверующий, но думаю, что парусники двигаютс€ рукой бога. ѕорывы ветра, шторма, бури — это как раз рука бога и есть.

 ак только €хта выходит в море, уже можно говорить об опасности дл€ жизни.  ак капитан обеспечивает безопасность своей юной команды?

— ≈сть установленные процедуры соблюдени€ мер безопасности. Ќо чтобы новичок знал, как реагировать на сигнал тревоги, надо провести учени€. ≈сли, к примеру, возникнет пожар, каждый дол жен знать свою позицию. “о же самое при команде «яхта тонет!». ¬ этом случае все должны находитьс€ при шлюпках и знать, что делать. ќтрабатываем также ситуации, если вдруг обнаружитс€ течь. “ут речь идЄт о спасении судна, латаютс€ отверсти€. » сама€ ответственна€ команда «„еловек за бортом!».  аждый должен знать, что делать, если кто-то выпал с €хты по неосторожности или в результате сильного порыва ветра. » главным тут становитс€ тот, кто первый это заметил и глаз не спускает с человека, оказавшегос€ в открытом море. ¬се выход€т на палубу, капитан маневрирует, пробуем достать потерпевшего. » мы всЄ это должны не раз отработать дл€ того, чтобы в реальной форс-мажорной ситуации не было неразберихи и каждый знал, что предприн€ть.

¬ы принимаете в свою школу только п€тнадцатилетних. ѕочему?

— ћой многолетний опыт работы с детьми началс€, когда моей дочке было семь, а сыну двенадцать лет. » оказалось, что семилетнего ребЄнка морска€ работа почти не интересует. ƒвенадцатилетнего уже можно обучать. Ќо в этом возрасте реб€та ещЄ слабы физически дл€ такого большого парусника, чтобы, к примеру, т€нуть канаты. ѕробовал ходить в море и с 16—17-летними. ќни уже чувствуют себ€ взрослыми, думают, что знают всЄ. »ми трудно управл€ть, они не признают авторитетов. “ак эмпирическим путЄм пришЄл к тому, что 15 лет — это самый лучший возраст дл€ морского старта. ј кроме того, по международным стандартам этот возраст официально признан младшим дл€ €хтсменов, и нам удобно этого правила придерживатьс€.

— чего вы начинаете учить новичков?

— — распределени€ кают. Ёто кажетс€ мелочью, но это важно: своеобразный тест на психологическую совместимость. ѕотом они попадают в руки боцмана и определ€ют вахты: кто, когда и с кем. ¬се получают помочи, то есть ремни безопасности.  ак только обучаютс€ ими пользоватьс€, начинают постепенно подниматьс€ вверх по мачтам, чтобы освоитьс€ с высотой.

Ѕыстро ли удаЄтс€ сделать мало знакомых реб€т единой командой?

— Ќе всегда это сразу получаетс€. ”частница нашего последнего похода “ать€на из –оссии, например, не смогла быстро войти в коллектив. —начала казалось, что ничего ей не нравитс€. ” неЄ были трудности с общением, почти никто не говорил по-русски, а она не знала польского.   тому же еда пришлась не по вкусу. » нужно было врем€, чтобы она нашла своЄ место в команде и почувствовала себ€ хорошо. » что вышло?   концу рейса она так освоила польский, что теперь среди нас стараетс€ говорить только на польском.

¬ы объ€вили о совместном польско-российском рейсе в будущем году. ¬ чЄм суть этого проекта?

— Ќам нужно 80 мальчишек и девчонок — польских и российских. »з них мы вы берем 32: четыре вахты по восемь чело век, в которых будут по двое мальчишек и девчонок из каждой страны. ћои требовани€ неизменны: у кандидатов за плечами об€зательно должна быть работа волонтЄром, дети должны заслужить морской поход. –оссийска€ часть конкурса будет проходить от  алининграда до ¬ладивостока. »де€ така€: кто хочет — может попробовать попасть на наш парусник. Ёто будет открытый конкурс. Ќе дл€ деток богачей или чиновников, а дл€ всех. ¬ том числе и дл€ учителей, от которых требуетс€ не только высшее образование, но и опыт педагогической работы, стаж плавани€ на паруснике и доскональное знание английского €зыка, на котором будут вестись уроки на борту €хты.

—ледите ли вы и дальше за судьбами тех, кто училс€ в вашей школе?

— ¬се, кто прошЄл курс «Ўколы под парусами», не оказываютс€ за бортом жизни. ѕрактически все делают успешную карьеру. ћоре про€вл€ет и воспитывает в человеке такие качества, которые потом пригод€тс€ ему везде. —ошлюсь на моего сына, который во врем€ рейса так научилс€ организовывать работу, что это помогло ему стать менеджером в большом французском концерне.

Ѕеседовал ¬алерий ћастеров

¬аршава