¬ пам€ть о взорванном јлександро-Ќевском кафедральном соборе

02.02.2013 1537 јвтор: ёрий Ѕондаренко »сточник: –оссийско-польский центр диалога и согласи€

ќ величественном православном соборе, некогда сто€вшем в центре ¬аршавы, в –оссии мало кто знает, у нас почти не помн€т о нем. ≈сть примеры и вовсе удивительные. √ода два назад пришлось быть свидетел€ми того, как экскурсовод в ÷ерковно-археологическом кабинете ћосковской ƒуховной јкадемии, рассказыва€ об эскизе живописного убранства собора, висевшем на стене, сказал, что этот собор был разрушен во врем€ ¬торой мировой войны, когда почти вс€ ¬аршава превратилась в руины...

ћы плохо знаем свою историю, даже самое недавнее прошлое.†¬прочем, не знают всей правды о судьбе собора и его разрушении и в самой ѕольше. —обор уничтожали медленно, планомерно на прот€жении нескольких лет, с того самого момента, когда в период ѕервой мировой войны немцы зан€ли ¬аршаву. ¬ независимой ѕольше процесс этот ускорилс€, и к 1926 г. от собора не осталось и следа. ≈два ли все это можно объ€снить и оправдать, как считает я. “азбир, наличием “в определенные исторические моменты” неких “национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской св€тыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в ———–, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых стать€х своей  онституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой ѕольши специального соглашени€, конкордата, с –имским престолом в 1925 г. ...

ћысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в ¬аршаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора ».¬. √урко, герой сражений на Ѕалканах. ќна была изложена им в специальной записке на ¬ысочайшее им€ и получила одобрение у »мператора јлександра III. ѕо словам ».¬. √урко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной дес€той православных жителей города (их было тогда в ¬аршаве 43 тыс€чи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старани€ которого способствовали сбору необходимых дл€ возведени€ храма денежных средств. «начительную часть их составили добровольные пожертвовани€ со всей –оссии. ∆ертвовател€ми были представители всех слоев населени€, начина€ с »мператора и членов его семьи, всех сословий. ƒарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893 г. был создан особый  омитет по строительству собора, возглавл€емый ».¬. √урко, и объ€влен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Ћ.Ќ. Ѕенуа, утвержденна€ јлександром III 13 €нвар€ 1894 г. Ћетом того же года началось возведение самого значительного культового здани€ ¬аршавы - јлександро-Ќевского православного собора, ставшего “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры ѕ. ѕашкевич, - сакрального строительства” в польской столице. –€дом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.

1900 г. €вилс€ важной вехой в создании храма. ќн был в целом построен, и 9 но€бр€ на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. ¬ том же году была организована специальна€ ’удожественна€ комисси€, призванна€ разработать и осуществить проект убранства јлександро-Ќевского собора. ѕроект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Ќ.¬. ѕокровским, был прин€т комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими власт€ми.

  работе привлекли лучшие художественные силы –оссии. –оспись алтар€ и руководство живописными работами поручили ¬.ћ. ¬аснецову, иконы были написаны ¬.ѕ. √урь€новым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. Ќа отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. ¬ ћоскве дл€ собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был п€тым по величине в –оссии. ќсобым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнени€, и по сей день могут считатьс€ лучшими в своем роде. »х было шестнадцать. ј всего в јлександро-Ќевском кафедральном соборе находилось около дес€ти тыс€ч (!)произведений и предметов, представл€ющих художественную ценность мирового уровн€.

20 ма€ 1912 г. собор был осв€щен во им благоверного великого кн€з€ јлександра Ќевского. “—озида€ сей храм, - сказал архиепископ ¬аршавский и ѕривисленский Ќиколай, - его создатели не имели в своих мысл€х ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе ѕравослави€”.

Ќачавша€с€ ѕерва€ мирова€ война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из ¬аршавы. јлександро-Ќевский православный собор был оккупационными власт€ми превращен в гарнизонный католический костел св. √енриха. ¬ конце 1918 г. ѕольша стала независимым государством, и уже через три мес€ца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, за исключением двух, существующих и поныне - кладбищенской на ¬оли и приходской на ѕраге. ‘актически была решена и судьба грандиозного храма на —аской площади, который польские искусствоведы даже объ€вили “малоценным” и к тому же занимающим слишком большую площадь в услови€х ее “недостатка в ¬аршаве”. ќфициальных “причин” оказалось слишком много, и хот€ сейчас все они выгл€д€т по меньшей мере нелепыми, тогда возможно было серьезно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменени€ фона, на котором будет установлен пам€тник кн€зю ё. ѕон€товскому.

–азумеетс€, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составл€ли более одной трети населени€. ѕричем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было п€ть миллионов человек). –аздались голоса за сохранение собора. ќни не были единодушными, да и причины их по€влени€ оказывались порой противоположными. ќднако все лица, которым они принадлежали, включа€ и выдающихс€ польских де€телей, таких, например, как писатель —тефан ∆еромский, считали разрушение варварской акцией. —торонников недопущени€ разрушени€ собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркива€ их непатриотичность. ќказались невостребованными и предложени€ другой части сторонников сохранени€ собора, но в измененном виде: в качестве музе€ мартирологии польского народа (что предлагал —. ∆еромский), архива, даже гарнизонного костела...

√од за годом процесс разрушени€ собора нарастал. ѕопытки спасти его ни к чему не приводили. Ќе помогли даже громкие протесты в польских —ейме и —енате. ¬от, например, что говорил в —енате летом 1924 г. православный сенатор ¬.¬. Ѕогданович: “ƒостаточно пойти на —аскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Ќе говорите, господа, что он должен быть разрушен как пам€тник неволи. я бы сказал, что, пока стоит, он €вл€етс€ наилучшим пам€тником дл€ будущих поколений, поучаючи их, как нужно уважать и беречь свою –одину; разобранный же, будет пам€тником - позорным пам€тником нетерпимости и шовинизма! Ќельз€ не обратить внимани€ на то, что в этом соборе есть выдающиес€ художественные произведени€, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведени€ искусства, не думали ни о какой политике. ѕольский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушени€ собора... Ќо наших политиканов это никак не трогает. ј вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распростран€ют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации...”

∆ела€ придать кампании разрушени€ крупнейшего в межвоенной ѕольше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные дл€ каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый пол€к мог стать причастным к этому делу”. ƒл€ окончательного разрушени€ собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, использу€ тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщени€м варшавской печати тех лет, приближалось к п€тнадцати тыс€чам(!)...

Ќыне о соборе напоминает немногое. ѕрежде всего молчит наша пам€ть. “е единичные голоса, которые несколько раз раздались за последние годы и которые, видимо, и имеет в виду я. “азбир, не в счет. ѕравда, во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него.  аменное надгробие ё. ѕилсудского в краковском ¬авеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, вз€тых из разрушенного православного собора. “¬з€тое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах...

Ѕолее счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский г. Ѕарановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы. —реди них была и часть мозаики Ќ.ј.  ошелева “—пас со строителем”, представл€юща€ Ћ.Ќ. Ѕенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции ¬.ћ. ¬аснецова “ќ “ебе радуетс€...”

ѕравославный кафедральный собор в ¬аршаве стал едва ли не первым в ≈вропе ’’ столети€ христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. ƒаже в ———– взрыв храма ’риста —пасител€ последовал лишь в конце 1931 г. ¬о II –ечи ѕосполитой, как официально именовалась межвоенна€ ѕольша, разрушение православных св€тынь началось значительно раньше. ¬след за ликвидацией в первые два года существовани€ независимой ѕольши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II –ечи ѕосполитой началось массовое уничтожение православных св€тынь. ¬о многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители €вл€лись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. ќдновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во им€ ¬оздвижени€ „естного  реста √осподн€ на Ћитовской площади в г. Ћюблине - перва€ епископска€ кафедра св. ѕатриарха “ихона. ѕодобные акции продолжались в течение всего периода существовани€ II –ечи ѕосполитой, достигнув своего апоге€ в летние мес€цы 1938 г. “огда в июне и июле на ’олмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. ¬се это происходило в местност€х, населенных исключительно православными украинцами, проживавшими здесь многие столети€, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончани€ ¬торой мировой войны в ходе специальной карательной операции “¬исла”.

ёрий Ћабынцев, Ћариса ўавинска€