РОСПОЛЦЕНТР ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОМ ФОРУМЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

Актуально / РОСПОЛЦЕНТР ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОМ ФОРУМЕ В ПЕТЕРБУРГЕ
РОСПОЛЦЕНТР ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОМ ФОРУМЕ В ПЕТЕРБУРГЕ
20.11.2019

В Санкт-Петербурге завершился VIII Международный культурный форум, на котором присутствовала представительная делегация из Польши. Многие ее члены впервые участвовали в этом грандиозном событии и были впечатлены размахом деловой повестки и разнообразием культурной программы.

„Культурный Форум в Петербурге — это место, где нужно находиться, дискутировать и учиться. Это очень важная платформа, которая позволяет представителям разных институтов обмениваться идеями и обсуждать будущее культуры в его широком понимании. Ибо это место, которое даёт огромный опыт абсолютно разным учреждениям культуры. Не быть на этом форуме представителям польских музеев по сути означает не существовать. Вдохновение и знания, полученные здесь, я обязательно передам коллегам по возвращении в Польшу”, — считает Артур Марковский, эксперт из музея POLIN в Варшаве. Он также поделился идеей новой дискуссионной панели, которая объединила бы музейных работников из России и Европы.  

В чем будущее театра: в актерской игре или в современных технологиях?

Одной из центральных панелей секции «Театр» на Форуме стал круглый стол с участием польских экспертов и культурных деятелей, организованный  фондом «Российско-польский центр диалога и согласия». Известные театральные критики, издатели журналов по искусству, актёры и режиссёры высказали свою точку зрения на современные тренды и вызовы, с которыми сталкивается театр в странах Европы.

Современный театр активно впитывает в себя многообразную эстетику массовой культуры. Он вынужден апеллировать к аудитории, которая, как ему известно, не читает книг, а только смотрит фильмы, постоянно всматривается в смартфоны и погружена в Интернет. Польский актер, директор театра ZAR Ярослав Фрет считает, что, несмотря на такую популярность в настоящее время эстетики массовой культуры, будущее театрального искусства в игре актеров, а не в современных технологиях.

«Сегодняшняя дискуссия показала, что у нас есть общие проблемы. А наиболее важная из них – это соотношение театра и массовой культуры», —  подхватил тему в беседе со Спутником Яцек Копчинский, специалист в области драматургии и театральный критик, главный редактор ежемесячника «Театр». 

«Режиссеры стремятся к общению с публикой, чтобы узнать, как воспринимает сценическое искусство человек, постоянно подключенный к смартфону, и часто идут на поводу аудитории. То есть превращают спектакль в зрелище, все больше напоминающее телевизионную программу, с огромными потерями для театрального искусства. До сих пор мне казалось, что русский театр все еще сопротивляется этому течению. Но сегодняшняя дискуссия показала, что массовая культура и электронные технологии проникают и в русский театр. В каком-то смысле театр не хочет быть театром, так как знает, что проигрывает этим технологиям и массовой культуре. Он старается стать тем, чем он не является, с потерями для себя«, — сказал Копчинский. 

Формирование театральной публики по образцу политических группировок

Современная драматургия, и театр в частности, мгновенно реагируют на социальные изменения и глобальные вызовы, свидетелями которых мы являемся в настоящее время. Цифровизация, изменение климата и миграционный кризис — все это с улиц проникает на театральные подмостки. Но Яцка Копчинского беспокоит другое.

«Я замечаю, что театры в Польше зачастую работают только для своей, конкретной публики. Театры как будто начинают выбирать свой профиль», — говорит главный редактор ежемесячного журнала «Театр».

Собеседник Спутника убежден, что театр в Польше политизирован.

«Политика — это то, как мы воспитываем наших детей, насколько мы привержены принципам и практике экологии и в какой мере готовы к борьбе за демократию. Театр в Польше таким образом формирует свой репертуар и так строит диалог со зрителями, чтобы укрепить поляков в убеждении, что только в условиях демократии можно сохранить свободу, человечность и вольномыслие. Польский театр тщательно отслеживает факты отхода от демократии, которые мы наблюдаем в настоящее время в разных странах, и истолковывает их. Польский театр стремится защищать демократию, и я думаю, что это важно, независимо от того, какая эстетика служит этому», — сказал Яцек Копчинский

Традиции и перспективы сотрудничества России и Польши на ниве театрального образования

На вопрос о том, что поляки знают о российском театре, Яцек Копчинский ответил, чтосреднестатистический зритель имеет довольно стереотипное представление о театре в России как о довольно традиционном учреждении сценического искусства.

«А вот зрители, которые лучше образованны и глубже знают искусство, прекрасно узнают режиссеров молодого и среднего поколения. Они знакомы с драматическими текстами, которые переведены на польский язык, напечатаны в журнале «Диалог», а также сыграны в театре живого плана и в театре Польского радио», — сказал Копчинский.

Среди самых известных русских театральных деятелей в Польше Яцек Копчинский упомянул Евгения Гришковца, чьи гротескные монологи часто ставятся в польском театре.

«Профессиональную карьеру в Польше сделал и Иван Вырыпаев, как режиссер и как драматург. Его пьесы ставят другие режиссеры. Его позиции режиссера в Польше в некотором смысле более прочны, чем многих его польских коллег. Константин Богомолов, который сейчас почти «селебрити» в России, появился в Польше уже давно, предложив польскому театру более экспериментальныйспособ мышления и воплощения в драматическом искусстве», — заключил Яцек Копчинский.

Важность преемственности в культуре подчеркнула на встрече со зрителями актриса, ректор Академии театрального искусства им. Станислава Выспяньского в Кракове Дорота Сегда. По ее мнению, молодые артисты должны уметь играть в dell’arte, а также овладевать основами методик Станиславского и Михаила Чехова.

«Мы особенно обращаем внимание на то, чтобы молодые люди изучали великую литературу и поэзию. Мы придаем огромное значение качеству слова, произносимого со сцены – в этом наша миссия в мире смартфонов и СМС. Я всегда повторяю студентам высказывание Иосифа Бродского о том, что нация, которая не читает стихов, становится легкой добычей для тирана и демагога. В наши дни люди отучаются думать самостоятельно, они перестают отличать ложь от правды. Ими легко манипулировать. Причиной этого в Польше является современная политика. К счастью, у нас нет тиранов, но у нас много демагогов», — сказала Дорота Сегда.

По ее мнению, литературные произведения русских гениев до сих пор присутствуют на польских сценах и в театральных школах.

«Мне очень интересен русский театр сегодня. Я рада, что во время своего визита в Петербурге я могу посетить Российский государственный институт сценических искусств. Я хотела бы укрепить контакты между нашими вузами и, возможно, даже организовать студенческий обмен. Я принадлежу к поколению, которое учило русский язык. Однажды, в течение нескольких месяцев, мы снимались в венгерском фильме с русским актером Олегом Янковским (изд. — «Мой 20-й век», 1989), поэтому у меня была прекрасная возможность попрактиковаться в языке. Это было много лет назад, но в Петербурге я чувствую, как эта память оживает», — отметила она.

Текст: Виктория Данилова, Sputnik Polska

Фотографии предоставлены пресс-службой VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума /Автор/ТАСС

Примечание: Круглый стол «Современный театр: проблемы и достижения», организованный Росполцентром, состоялся 15 ноября в рамках форума. Модератором дискуссии между российскими и польскими участниками выступила директор Росполцентра Александра Голубова